О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Какой должна быть современная школа? Сегодня каждый директор
на этот вопрос отвечает сам. Если для него важно, чтобы в школе была
доброжелательная атмосфера, чтобы ребята росли добрыми и чуткими,
инициативными и самостоятельно мыслящими, он старается привлечь в школу
педагогов с такими же качествами: внимательных, сопереживающих,
творческих, компетентных. Но с такими людьми привычная
командно-административная модель управления оказывается неэффективной.
Здесь, как отмечает профессор Академии социального управления А.Моисеев
в статье «Система
ценностей школы – важнейшее духовное основание жизнедеятельности
современного ОУ» («ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ», № 4 за
2014 год), работают другие управленческие механизмы,
которые многими руководителями еще не освоены. Прежде всего – механизм
согласования ценностей педагогического коллектива. Начинать процесс
надо с обсуждения ключевых вопросов: что есть такое человек и ради чего
он живет? какие условия необходимы для эффективного становления и
развития личности? какое место занимает система образования и школа в
жизни человека системы образования и школы? за что школа должна и за
что не должна нести ответственность? на каких принципах может быть
построена школа, дающая хорошее образование в благоприятной для
развития учеников среде?
Исследования психологических причин ксенофобии показывают, что, как
правило, нетерпимое отношение к непохожему, непривычному в других
формируется в подростковом возрасте. В этот период возникает
потребность идентификации со своим и размежевания с чужими – в основе
стремление подростков осознать собственные ценности, предпочтения,
которые из-за особенностей возраста часто принимают конфликтный
характер. Как отмечают красноярские психологи Е.Федоренко, Т.Скутина,
К.Калиновская и Е.Потапова в статье
«Проблема ксенофобии в образовании» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 5 за 2014
год), возникает опасность, что поляризация «свои – чужие»
выйдет за границы решения возрастных задач развития, вследствие чего
конфликты идентификации перейдут в конфликты ксенофобии. Последние
замешены на слепой вражде к иному в другом человеке, явных
предубеждениях к определенным категориям людей. В связи с этим авторы
подчеркивают высокую значимость для педагогов социальных компетенций.
Они провели специальное исследование, результаты которого представлены
в статье. Оказалось, что, например, мальчики из 6–7 классов в описании
«чужих» ровесников используют характеристики: «ни с кем не дружит»,
«ведет себя, как маленький», «замкнутый», «с ним нам неинтересно».
А девочки характеризуют «чужих» сверстниц так: «возвышает себя над
другими», «думает, что она королева», «подлизывается к учителям»,
«умничает». Это помогает учителю вести разговор о толерантности.
Истории создания пространства свободного образования в школе Саммерхилл
А.Нила и в «Доме Свободного Ребенка» К.Вентцеля хорошо известны. А
можно ли создать что-то подобное сегодня в обычной общеобразовательной
школе? Опыт школы № 975 города Москвы говорит о том, что
образовательный процесс в школе может быть выстроен на принципах
свободной педагогики. А началось все с освоения педагогами технологии
проведения личностно-ориентированного урока. Но педагогам оказалось
мало «взорвать урок изнутри», было решено перевести часть
старшеклассников на контрактную форму обучения по истории. На
реализацию этой идеи учителей вдохновили книга К.Роджерса «Свобода
учиться» и фильм «Общество мертвых поэтов» Питера Уира. Говоря более
конкретно, группе учеников 10 классов было предложено: изучать курс
истории без обязательного посещения уроков – ребята занимались в
школьной библиотеке. Они самостоятельно выбирали последовательность
изучения тем, способы и формы проработки учебного материала
и его презентации, сами определяли график зачетных работ, а в
конце года проходили независимое тестирование по итогам изучения курса.
О том, что из этого получилось, читайте в статье А.Пименова «Ниша свободы»
(«ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2014 год). Отметим лишь, что не
все прошли путь свободного обучения до конца. Но те, кто остался,
впоследствии отметили, что в вузе им очень пригодились качества,
которые развились во время участия в эксперименте: инициатива,
ответственность, умение подбирать самостоятельно источники информации.