Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Леонтьева Ольга

Учимся у роботов и динозавров

Что такое фестиваль познания

Уроки – и это знает каждый – выстраиваются по расписанию и темам, на них дети осваивают программу, получают отметки, сдают тесты. Таковы главные показатели качества урока.
Но сегодня я расскажу о других уроках, тех, которые оцениваются учителем по степени радости познания. Об уроках Ильи Колмановского, кандидата биологических наук, ведущего проект «Карманный ученый».

Уроки – и это знает каждый – выстраиваются по расписанию и темам, на них дети осваивают программу, получают отметки, сдают тесты. Таковы главные показатели качества урока.
Но сегодня я расскажу о других уроках, тех, которые оцениваются учителем по степени радости познания. Об уроках Ильи Колмановского, кандидата биологических наук, ведущего проект «Карманный ученый».
Во всех научно-технических музеях мира сейчас создают интерактивные площадки: посетители не только смотрят и слушают, но и приобретают опыт поиска, исследований, открытий. Для этого на базе музеев создаются специальные пространства – лаборатории, рассчитанные на самые разные группы, от школьников до пожилых людей.
Такие лаборатории теперь созданы и при Политехническом музее. Прийти могут все желающие и в течение часа вместе с учителем провести небольшое исследование и найти ответ на заявленный в теме занятия вопрос.
В лаборатории биологии, которой руководит Илья Колмановский, много интересного. Там живут и размножаются сверчки и крысы, стоит модель шагающего ящера, в огромном коробе с песком спрятаны муляжи костей... Сфера научных интересов Колмановского – зоология и палеонтология.
К детальной проработке своих уроков он относится как к отдельному научному исследованию, цель которого – разработать методику постановки экспериментов с живыми организмами. Такую методику, чтобы с ее помощью воспроизводить реакцию на задаваемые условия почти со стопроцентной гарантией. В этом ученому помогают школьники во время летнего дневного лагеря.
Ход урока продумывается как небольшая пьеса, сценарий которой может трансформироваться зрителями. Немного, но двух одинаковых пьес (уроков) быть не может!
«Дети входят в класс и видят на экране робота, стоящего на двух ногах, – рассказывает Колмановский. – Если его толкнуть, он упадет – две ноги не очень устойчивая позиция». Учитель предлагает подумать, как нужно сконструировать более устойчивого робота, который при этом сможет легко и свободно двигаться. В качестве источника для идей школьники смотрят на останки вымерших животных – вскрывается «песочница», в которой можно найти кости детеныша ящера, которые сделали по слепкам оригиналов в палеонтологическом музее. Из них можно тут же сложить целый скелет и увидеть, что ноги у этого животного находятся не под туловищем, а с боков. Можно ли так ходить? Как при таком расположении двигаются ноги?
Для начала дети пробуют представить себя этим животным и пройти на четырех ногах… А потом мы находим гипсовую следовую дорожку, по которой можно понять, как эти динозавры ходили. Оказывается, при расположении конечностей сбоку идти можно только иноходью: если переваливаться с боку на бок и переставлять одновременно две правые и две левые конечности. Мы пробуем воспроизвести эти движения, но у нас ничего не выходит, мы сразу падаем! И тут в коридоре мы встречаем… перейазавра. Его ведут на веревочке, он раскачивается, переваливаясь справа налево, и неумолимо двигается вперед. Огромная биомеханическая модель свободно перемещается без всяких моторов и двигателей! А изобрела это природа много миллионов лет назад!
Но как бы хорошо ни был продуман сценарий, если на урок приходят не по расписанию и за него не получают отметки, он может легко сорваться. Это почти и случилось во время фестиваля науки и любознательности, который прошел в конце мая на ВДНХ. Там параллельно работало много площадок, на которых можно было опробовать на себе разные «чудеса природы»: побегать по «киселю» (неньютоновской жидкостью) и не утонуть, сделать духи, порох, поймать рыбу…
В первый день фестиваля к Илье пришло очень мало людей: «Через нас шла огромная московская толпа, самая обычная, праздничная, ничему заранее не обученная. Я чувствовал, что все, что я говорил, звучало как-то камерно и занудно. Было ощущение, что я делал и делаю совершенно не то, что нужно. Только на следующее утро, когда я успокоился, удалось придумать, как «докрутить» мой урок и привлечь на него гостей фестиваля. Это, наверное, был самый яркий опыт популяризации, который был в моей жизни».
Что же он сделал? Начал урок… с конца. Вывел модель ящера прогуляться по улочкам выставки и приглашал всех, завороженно глядящих на свободно передвигающегося монстра, прийти на урок и найти ответы на возникшие вопросы. В результате Илье Колмановскому удалось доступно и понятно рассказать и объяснить огромному количеству людей то, что он хотел объяснить – это ли не счастье для популяризатора?
Является ли школьный учитель популяризатором? Наверное, да, но далеко не каждый. Многие просто не успевают заметить этой своей роли, пожить в ней, понять и порадоваться.
А ведь праздник популяризации того, что ты считаешь важным и интересным, можно организовать в любой школе, в летнем лагере – везде, где собираются взрослые и дети! Предложить всем желающим (классам, отрядам, небольшим группам) создать экспонаты, демонстрирующие удивительные свойства живой и неживой природы или демонстрирующие собственные изобретения.
А главным критерием качества работы будет радость удивления и счастье познания окружающего мира.

Рейтинг@Mail.ru