ВНЕ КАНОНА
«Такое простое дело – Школа. И умудриться так ее испортить...»
Размышления директора, не готового сидеть сложа руки
Никого не слушаю.
Детей, родителей, учителей,
районного методиста – никого.
Жену не слушаю.
Только Моцарта слушаю.
Рустам Курбатов – директор одной из первых российских частных школ. И
не просто немногочисленных в России частных – но совершенно особенных:
здесь гордятся не столько процентом поступаемости выпускников
в престижные вузы (хотя поступают!), сколько свободой, многообразием
выбора для учеников.
И директор Курбатов тоже – особенный. Не просто долгожитель, двадцать с
лишним лет на посту, но еще и активный блогер (http://rustam-kurbatov.livejournal.com/),
автор нескольких книг, последняя из которых, с двусмысленным названием
«Танки директора школы»* (одновременно и грозная поступательная мощь, и
восточная изысканность) совсем недавно вышла в свет. В ней нет рецептов
и технологий. Так, размышления, заметки на полях рабочего графика. В то
же время, пока читаешь страницу за страницей, не покидает ощущение,
будто узнаешь какой-то секрет устройства настоящей школы, обращенной
к ребенку, его семье, к учителю.
Но как в сложившихся условиях оставаться школе активной и человеческой,
продолжать развиваться, идти вперед? Ведь она действует не сама по
себе, а в ответ на запросы четырех главных действующих лиц
образовательного процесса: государства, родителей, учителей, учеников.
И каждое лицо хочет чего-то своего. Чего именно?
Рустам Курбатов готов прокомментировать свои танки и хокку.
«Прочитали в гороно мою
книжку.
«У нас, – говорят, – по этому поводу
другое мнение, и мы готовы поспорить».
Как все изменилось!
Двадцать лет назад мне говорили: «Р.И., это ваше частное мнение, и мы с
вами спорить не будем».
Начнем сверху, с государства. Помните, у Гроссмана в «Жизни и
судьбе» – к горстке бойцов, защищающих от фашистов крошечный участок
фронта, один сталинградский дом, приезжает посланец начальства,
представитель государства. Один из первых вопросов: «Журнал боевых
действий у вас в порядке?» Пауза. Сразу вспоминаешь школу.
Все эти методисты и чиновники – милые люди. Но у них такая задача.
Бумаги, нормативы.
По большому счету, если мы действительно хотим изменений, надо
упразднить инспектирование школ. В соседней Финляндии именно так живут:
без инспекций и безнадзорных за школой органов. Скажете, мы не
Финляндия. Конечно! Вопрос в том, хотим ли мы ею быть. Пусть не
сейчас – а так, на перспективу.
Новое образовательное законодательство, кстати, дало школе колоссальные
права. Теперь каждое образовательное учреждение может писать свои
программы, уставы, правила – и жить по ним. Но разве что-то изменилось?
Почему школы не стремятся воспользоваться дарованными правами,
действовать независимо? Все очень просто, директор откровенно свободной
школы должен быть готов треть рабочего времени проводить в суде,
защищая школу от подозрительности надзорных органов, которые
усматривают нарушение в каждой отличительной особенности. Наверное,
прокурор разберется в ситуации, разрешит школе делать то, что она
придумала – на благо детей. Но столько времени, сил нужно потратить…
Большинство вернулись к привычной схеме: пишем одно – делаем другое. И
это все-таки лучше, чем искреннее единомыслие, когда мы говорим и
делаем только то, чего требуют от нас чиновники.
А ждать перемен сверху пока не приходится.
«Заметил, что когда
рассказываю о школе родителям новых учеников, начинаю заикаться.
Почему это?»
Вторая ключевая фигура образования – родители. Они, в отличие от
чиновников, очень разные. Единого запроса, единых требований у них нет.
Есть лишь общая тревога за обеспеченное будущее детей. Соответственно у
каждого родителя, по мере взросления любимых отпрысков, появляется
очень прагматичное отношение к образованию. Важным признается то, что
поможет поступить в институт, получить хорошо оплачиваемую профессию.
Словом, не пропасть в жизни.
А всякое развитие, комфорт – это так, развлечения.
Встречаются, конечно, уверенные в своих силах папы и мамы, которые
меньше тревожатся, осмеливаются думать о чем-то еще, кроме ЕГЭ. Но это
так называемый средний класс, которого у нас не много.
Впрочем, даже самые смелые и уверенные в себе родители, как правило,
очень настороженно относятся к любым переменам. Все они –
традиционалисты. Им дороги воспоминания детства, идеалы молодости.
Прошлое кажется издалека таким трогательным и ясным. А новых идей,
перспектив – нет. Не сложилось у наших граждан представление о том,
что, как бы трудно ни было в дороге, нужно идти вперед, по пути
расширения свобод, возможностей, а не пятиться куда-то.
«Не приходя в сознание…
Интересно, это про кого:
Ученика, отсидевшего шесть уроков;
Учителя в конце дня?»
Третья сила в образовании – учителя. Смотришь на них, и первое
впечатление – страшно усталые люди. Огромное количество бумаг,
переполненные классы, ощущение абсолютной несвободы, беспомощности.
Иногда просматриваю странички учительских сообществ в Сети. Обсуждают
там либо какие-то космические проблемы, например: педагогов не уважают
больше в обществе, а раньше, бывало, в деревнях шапку за версту
ломали... Либо самые незначительные мелочи, скажем, как заполнить
очередную отчетную таблицу.
И глобальные проблемы, и мелкие подробности – все лишено какой-то
конструктивной идеи, которую действительно можно обсуждать. Нет
предмета для разговора.
Учителя работают в довольно жесткой системе, которую не могут
и не пытаются изменить. А значит, не смотрят на нее в целом, не смотрят
на ребенка. Они оборачиваются на методистов и методологов, на
администрацию. Они пытаются говорить то на казенном, то на научном
языке. Но это чужой взгляд, чужое отношение. Свой опыт, свои идеи
формулируются только на своем языке. А его нет. Как и сообщества, где
можно было бы обсудить проблемы, открытия – «со своими».
Как иллюзия, суррогат объединения возникают псевдосообщества. Вроде
недавней акции с плюшевым мишкой. Педагоги придумали себе занятие:
нашли игрушку, стали фотографироваться с ней, передавать коллегам в
другие города, размещать снимки на сайте. Мило… Но разве это основа для
объединения: плюшевый мишка?
«Кто сказал,
что самая консервативная сила в школе – учителя?»
Больше всего не хотят
перемен дети.
Наконец, последний школьный герой – ученики. Кривое зеркало,
преувеличивающее, искажающее запросы, требования всех остальных
участников процесса.
Дети в первом, пятом, шестом классах еще обладают какими-то
собственными интересами, ищут какого-то внутреннего смысла. Но чем
ближе к выпуску, тем все сильнее внешнее влияние. Тем настойчивее
желание ничего не менять (а ведь у подростков нет никаких
ностальгических воспоминаний), соблюдать правила, сосредоточиться на
экзаменах… И спорить с учениками по этому поводу невозможно. Потому что
на самом деле споришь не с ребенком, а со всей его семьей, со всеми
взрослыми, которые стоят за его спиной. Потому что старшеклассник всей
своей спиной чувствует холод ЕГЭ.
Дети, как и родители, взрослея, начинают думать о какой-то пользе. Но
ведь это самое большое зло, какое можно совершить: сказать ученикам,
что образование пригодится им в жизни. Не пригодится! Разве что
немногие нехитрые навыки. А так, в целом, никакой пользы. Лишняя
головная боль. Образование – оно не для пользы. А для свободы, для
понимания.
«И что же нам делать?
Как школе работать, если никто и ничто в ней не согласуется, не может
договориться?»
Что же нам остается? Прежде всего – снимать детские и взрослые страхи.
Идти им навстречу.
Ученики, родители, вы боитесь ЕГЭ? Мы выделим отдельное время на
подготовку к экзамену.
Чиновники, вам нужны правильные бумаги? Мы напишем, какие надо. Это не
самое сложное.
Второй важный момент – выбрать, в чем мы хотим быть лучшими. В баллах
ЕГЭ? Это не для нас. Мы развиваем самостоятельное мышление детей,
умение думать о себе, о своих желаниях.У школы обязательно должна быть
цель, именно она позволяет двигаться вперед.
Учителя. Без них нет школы. Конечно, не все они единомышленники. Но
если эти люди работают в школе, значит, хотят здесь работать. Давайте
поставим каждому конкретную задачу, наметим конкретные шаги по
выполнению возложенной миссии – и педагоги смогут действительно что-то
полезное сделать. К слову, с детьми работает та же схема.
Конкретные, простые вещи. Более надежная точка опоры, чем порыв,
энтузиазм. В то же время появляется предмет разговора, возможность
оценить результат. Возможность выйти из круга повседневных забот, из
суеты. Увидеть что-то целостное.
Вообще, если говорить о том, в ком нуждается школа, – не в психологе –
в философе. В человеке, способном взглянуть на ситуацию «со стороны»,
предложить некую идею.
Снова возвращаемся к идее: одно только ее появление – уже момент
развития для школы. Но я думаю, новые идеи не рождаются из
эмпирического опыта. Они возникают в идеальном мире и меняют наш опыт.
Идеи нужно приносить в школу.
Лишь бы школьная почва смогла «переварить» все интересные замыслы, на
нее упавшие.
Конечно, полезный в школе человек – директор. Он играет роль
своеобразного фильтра. Как для идей, так и для бумаг. В первую очередь
для бумаг. Сегодня только директор может хоть как-то ограничить объем
отчетов, «обязательных» для учителя.
У нас все предельно просто. Кроме заполнения журнала (государственный
документ!), педагог почти ничего не обязан писать. Заявка на курс – 10
строк, программа курса – пишется постфактум, летом, в свободной форме.
Как рассказ о том, что сделано, что получилось, какие сложности
возникли.
Вообще школа – как макароны. Блюдо, которое трудно испортить. Здесь
дети. Они так восприимчивы к новому, непредсказуемы, любознательны.
Здесь взрослые, которые действительно хотят учить, хотят, чтобы к ним в
школу приходили дети…
Такое простое дело – школа. И умудриться так ее испортить.
«Заметил, что
дети, когда у них всё хорошо, особенно после каникул, здороваются по
нескольку раз в день. Часто на перемене выхожу из кабинета и стою на
лестничной клетке – но не для того, чтобы следить за порядком, а просто
чтобы услышать их «здравствуйте» и сказать то же в ответ. Это слово –
как заклинание, услышанное несколько десятков раз за день, оно и
вправду укрепляет силы организма».