Почему я ушла из школы
Решение, которое ты принимаешь сам
Ну и почему я уволилась из школы? Почти тридцать лет педстажа.
Прибавить еще десять ученических. Мир, казавшийся единственно возможным.
Из года в год – новогодние и летние каникулы, экзамены. Изо
дня в день – шум и беготня в коридорах, несчетное количество раз
улыбнуться и поздороваться, звонок – топот опаздывающих ног, толкотня у
порога. И тишина. За закрытыми дверями голоса – каждый о чем-то важном.
С такой особенной интонацией. Ее узнаешь в любой школе мира, на любом
языке.
Разговор, к которому готовишься, перебираешь книги, распечатываешь
самое нужное, соединяешь неожиданное – в надежде на отклик, ответное
движение класса.
Множество детей, о которых думаешь по дороге. Этот «пошел», душа
радуется. А к тому непонятно на какой козе подъехать. Ничего не делает,
ничего не хочет.
Коллеги, с которыми редко удается поговорить обстоятельно, но всегда
хочется – продумать детали следующего образовательного путешествия,
игры, праздника, обсудить учеников, может, что-то общими усилиями
придумать. В первую очередь для того, который «ничего». Договорились, в
среду после шестого урока. В этом возрасте самое интересное…
Уходить было страшно.
Из одной жизни – в другую. Но сначала надо уйти из прежней жизни.
...Я точно знаю, что стало «спусковым крючком».
У меня два одиннадцатых класса. Диагностическая работа – готовимся к
ЕГЭ. Проверила. Неплохо, но есть к чему стремиться. Дальше необходимо
отправить отчет. Разумеется, срочно, в электронном виде. Сижу в
кабинете, меланхолично вбиваю в таблицу ответы: Иванов, А5 – один, А6 –
три, А7 – снова один. Пятьдесят учеников, на каждого по 40 вопросов. На
бегу старшеклассник быстро подытоживает: две тысячи кликов. И удивленно
смотрит на меня: это занятие для образованного человека?
Девятый класс. Следующая неделя. Снова диагностическая – готовимся к
ГИА. Раздаю листочки с текстами. С последней парты – рука. Скажем
честно, не отличник.
– Можно мне другой текст? Мне этот не нравится.
Мне тоже не нравится. Но у меня нет другого текста, нет других
вариантов. И у него нет. Почему именно я должна поставить
вольнолюбивого подростка в дурацкую ситуацию? Заставить вчитываться в
откровенно слабый текст. А как много мы рассуждали о чтиве и чтении. О
красоте и смысле книги, на которую стоит тратить время.
Еще воспоминание. Восьмой класс. Май месяц. Очередная работа, срезовая.
От названия суть не меняется. Чудная девочка – из сопредельной страны,
жизнерадостная, старательная и доверчивая. Только в позапрошлом году
научилась как следует читать по-русски. И полюбила книги. Писать – в
прошлом году. И пишет с юмором, выразительно. Но в тесте у нее пока
куча ошибок. В итоге – «два».
– Я еще позанимаюсь и на следующей неделе попробую пересдать. Можно?
Нет, нельзя. Отчет ушел в органы, приславшие работу, соответствующая
оценка – в электронный журнал. Мой жалкий лепет о неважности отметок, о
том, что у нас еще год в запасе до экзамена, она еще успеет всему
научиться – честно, не утешает. За что я ранила хорошего человека,
который не заслужил упреков – только восхищение и поддержку? Подросток
почувствовал себя хуже всех. А я столько рассуждала в классе о том, как
важно себя сравнивать не с другими – с самим собой, вчерашним.
Замечаю странный блеск в глазах коллег, когда они возбужденно
рассказывают, насколько высоки результаты очередного тестирования в их
классе – по сравнению с прошлогодними выпускниками. Эти высокобалльные
дети чувствуют себя счастливее? Учитель, профессионал, умница, прямо
трепещет в ожидании результатов очередной массовой контрольной.
Смотреть неловко.
Все больше в школе «нельзя», все четче выверен обязательный маршрут:
прохождение программы (еще и в электронном журнале не забыть отметить
положенный пункт, хотя мне бы сейчас с детьми – в другую сторону),
работа с учебником (я вечно дергала из разных, а то и вовсе из
нешкольных фондов), регулярные проверки. Ладно бы еще совсем «верхние»,
самое печальное, когда проверяющий сидит в соседнем кабинете. И он
искренне убежден (давно ли? всегда?) в разумности происходящего.
И у него, проверяющего, все аргументы в руках, начиная от законов и
инструкций, заканчивая здравыми суждениями о необходимости для ребенка
трудиться, преодолевать препятствия, сталкиваться с печальными
последствиями собственной слабости.
У меня нет оправданий. Школа – не фронт, где нужно все время бороться
за выживание? Спорно.
«Что нас не ломает, делает сильнее!»
По-моему, замечательный способ разведения сорняков. Хрупкой розе нужна
забота. Иначе зачахнет – и прорастет осот. Но идея овладела массами.
Мой любимый вопрос – зачем? Какая наша цель? И должна ли быть у нас
цель – относительно ребенка, который уже человек со своими интересами,
желаниями? Образование – всегда насилие, это неизбежно. Но хотя бы
соразмерять силу…
И вообще к любой цели – разве нельзя идти разными путями?
К ясно видимой общей – надежнее проторенной дорогой. Надежнее – для
родителей, которые не мучаются оттого, что у них в детстве все было
нормально, а тут не пойми что. Надежнее – для школы, которой не
придется робеть перед очередным чиновником, заметившим отклонения от
стандарта. И для ребенка – тоже надежнее в конечном итоге. Единый
педагогический подход, единые правила. Раз уж готовимся к экзаменам,
раз учим то, что «встретится в тестах», значит, не будем отвлекаться.
Дело, конечно, не столько в едином экзамене (к нему нехитро
подготовиться после нескольких лет разумной школьной жизни), сколько в
приведении к единообразию всего остального: единые программы, списки
чтения, учебники, правила и суждения.
В этом едином строю я очевидная помеха. Об мой удивленный взгляд,
странные вопросы люди спотыкаются, злятся. Зачем быть причиной
неудобств, не умея защитить никого?
В другой, нешкольной, жизни тоже есть жизнь. И дети, и споры, и
открытия, и радости. Свобода, трудные решения, суета и праздники.
И все-таки по-прежнему жаль. Хотя уже не страшно.