Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Письма, написанные учительским почерком

Постскриптум к переписке с читателями

В стране более 47 тысяч школ, в каждой – своя жизнь. О ней мы узнавали из ваших писем, а некоторые комментировали в этой колонке. Что сказать по итогам?
В первую очередь о том, насколько личное восприятие учителями проблем образования в России отличается от официального. Учителя озабочены падением интереса детей к учебе и связывают это с постоянным унижением школы; тогда как официальные круги ликуют: зарплаты повышаются, вводятся новые правила, предлагаются современные модели и так далее. Но чем красивее картинка наверху, тем уродливее кадры из класса, с педсовета.
В том числе и потому, что требований по обеспечению красоты верхней картины к людям «у станка» нечеловечески много. В конце мая завуч школы пишет: «Цифра года: всего за учебный год гимназия получила 3776 телефонограмм, средний показатель – по 16 за рабочий день».
Вот он, реальный стандарт деятельности. Тогда как наверху обсуждается то историко-культурный, то литературный, то профстандарт, то концепция математического образования – причем далеко не бесплатно.
Если бы за исполнение каждого поручения извне школе (учителю) отчисляли некую сумму, дело можно было поправить. Однако проблему решали при помощи «рекомендаций», в логике «мы сказали». И проблема никуда не делась.
И это второе: наверху сказали, разработали, приняли, обязали, даже насквозь проверили, а на местах ничего не изменилось. Вот одна только грань, учитель спрашивает: «Какой смысл написания так называемой «рабочей программы», если все надо списывать с авторской слово в слово?»
И все другие: ФГОС, эффективный контракт, индивидуальный маршрут – много новых слов, под которыми бесстыдно встают старые порядки, рассчитанные на тотальный контроль и воспроизводство рабских отношений.
Отсюда третье, про правила школьной среды, которые сильнее всех федеральных законов. Ведь подумать только, – отчего люди спрашивают газету? Оттого, что руководителю никакой вопрос задать нельзя. Будут последствия. В прошлом году в московской школе не погнушались травлей и увольнением известного учителя за вопрос о том, как начисляется ее зарплата.
И это социопсихологическая составляющая жизни большинства школ: ты проситель, ты имеешь право только на вопросы типа «когда сдавать?», «во сколько прийти?». У тебя идеи (инновации)? Только по приказу. Почитал образовательное законодательство – предатель, не наш человек. А уж в суде решать вопросы – это вообще камикадзе. Чем не питательная среда для любых манипуляций и беззакония?
К сожалению, власть ленива и не умна, ей удобен сюжет игры без правил.
Менять условия и поддерживать тех, кто действительно занимается развитием детей, – ярких, сильных, умных учителей она боится.
Увы, таково краткое резюме нашей многолетней переписки с вами.
Спасибо! Держитесь!

Рейтинг@Mail.ru