В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Электронные наступают, бумажные не сдаются…
И родители, и дети не готовы полностью перейти на IT-технологии в образовании
Как используются новые технологии при учебе в школах и дома?
Каково отношение к ним детей и взрослых? Этим вопросам посвящено
исследование, проводящееся журналом Edutainme.ru и школьной сетью
Дневник.ру при поддержке Института психологии РАО. На первом этапе
опрошено более 600 школьников и родителей из Москвы, Самары,
Новосибирска. Некоторые данные оказались довольно любопытными.
Так, 80% респондентов – взрослых и детей – единодушны в том,
что
ребенку лучше погулять, чем сидеть за компьютером даже с целью
обучения. При этом родители – больше 60% – готовы рассматривать игры в
качестве способа учебы, и лишь 35% считают, что они эффективны вне
школьной программы.А вот мнение о детях, как заядлых игроманах –
ошибочное.
Большинство опрошенных школьников (31%) вообще не играют в компьютерные
игры, а заядлых игроков, играющих на любых платформах – от автоматов до
телефона – всего 12%.
Большая часть родителей регулярно пользуются образовательными
интернет-ресурсами, однако платить за качественные ресурсы готовы
только 4%: 43% платить не хотят, а 34% согласны лишь на небольшую
стоимость доступа. В свете этого перспективы платного
online-образования в Рунете пока довольно туманны.
Это подтверждают и школьники. Несмотря на то что они признают
интернет основным источником дополнительной информации, большинство
пытаются сначала разобраться сами, а уж потом искать готовые ответы. А
вот online-тренажеры и тем более репетиторы вообще не пользуются
успехом.
Такая же история и с учебниками: только 16% опрошенных
школьников читают их с интересом. Остальные либо не делают
этого вообще, либо делают по необходимости. При этом образ учебника
будущего дети конструируют как книгу, хотя некоторые предположили, что
он может выглядеть и как компьютерная игра, виртуальный учитель,
документальный фильм или 3D экран.
Что касается родителей, то для половины из них учебник
будущего предстает в виде книги, а для другой половины он выглядит как
интерактивное приложение. Однако полностью перейти
на электронные учебники решились бы чуть меньше 30% родителей,
а подавляющее большинство – 53% – готовы купить его в дополнение к
бумажному. При этом оказалось, что чем родители старше, тем мыслят
прогрессивнее. Если в возрастной группе 25–34 почти поровну тех, кто
купит электронный учебник вместо бумажного, и тех, кто откажется от
него в любом случае, то в группе 45–49 почти нет родителей, которые бы
отказались от электронного учебника.
Также почти половина (44%) уверены, что с электронным
учебником детям будет интереснее, а еще 15% убеждены, что он способен
улучшить успеваемость.