КРУГ ВОПРОСОВ
Здравствуй, красный уголок?
Школьным музеям хотят придать системность. Посмотрим, что выйдет…
Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования
провела на днях круглый стол «Школьные музеи в информационную
эпоху». Участники «круглого стола» говорили о
совершенствовании управления, сертификации школьных музеев, внедрении
стандартов и нормативов, об оказании им методической помощи.
Ресурс гуманитарного развития
Спору нет, свой потенциал школы используют не полностью,
особенно в части внеклассной работы. Очень часто самое интересное для
детей и самое главное в педагогическом процессе даже не входит в
критерии оценки деятельности учителя и образовательной организации.
Поэтому, с одной стороны, хорошо, что работой детей в школьных музеях
заинтересовались наверху, а с другой – не вышло бы хуже. Но обо всем по
порядку.
– Школьные музеи должны быть интегрированы в образовательное
пространство, мы должны обсудить роль школьных музеев, механизмы
повышения их эффективности в образовательно-воспитательном процессе.
Пришло время организации единого проектного центра и развития
проектно-исследовательской деятельности школьных музеев, – говорила
модератор дискуссии Любовь Духанина, заместитель председателя Комиссии
ОП по развитию образования.
Руководитель Центра краеведения и музейного дела Московской городской
станции юных туристов Ирина Иксанова выступила с блестящим докладом о
положении дел в школьной музейной педагогике.
Только в одной Москве 1760 школьных музеев, они разные по профилю –
краеведческие, литературные, спортивные, военно-исторические – выделено
18 профилей. Но больше всего, конечно, военно-исторических, 33% от
всех; при том что в каждом краеведческом музее есть раздел о войне. Это
объясняется давлением на школы ветеранских комитетов через отделы
образования: надо. Поэтому выяснилось, что зачастую сами дети в
создании таких музеев участия не принимают, а есть назначенный педагог,
а то и нанятый специалист-дизайнер. Создается эдакое роскошное
вип-помещение, в котором подлинных предметов нет. Для детей такие
«музеи» открываются два раза в год – на 23 февраля и 9 Мая; в остальное
время это место приема значимых гостей и предмет гордости.
Это первая проблема: вовлекать в музейный проект детей сложнее, чем
нанять специалистов, которые «сделают красиво».
Попытка сертификации школьных музеев (численность фонда, участие детей
и родителей, концепция музея, отчеты за несколько лет, перечни
выставок) выявила и другие.
То, что выставка на
территории школы, ничего не гарантирует
Музеи в рекреациях – это не дело. Низкая оплата
педагогического сопровождения (четверть ставки самого низкого разряда)
– это ужасно. Разговоры о том, что школьные музеи в городах, где есть
государственные, не нужны, – пустое прожектерство. Замена подлинного
музея на электронный не выдерживает критики: материальная культура
(образ жизни) и культура интермузея (информация) – разной природы.
Виртуальные музеи – лишь акция для привлечения к подлинному. Наконец,
главное: ценны не фонды, не экспозиции, сам процесс участия ребенка в
создании экспозиций и экспедиций музея. Уж если мы захотели
патриотического воспитания, то будем помнить: вначале оно имеет чувство
родины, чувство дома, где ты – созидатель.
Ирина Иксанова привела пример, противоположный «музею на коленке», –
вся школа №1247 превращена в литературный музей Маяковского, раз уж она
носит его имя.
Говорилось в докладе и о прекрасных музеях народного быта в детских
садах, о музеях детской литературы в школах. Хорошо, когда это напрямую
– детям, живое, включенное в повседневную жизнь. Однако все это
создается на чистом энтузиазме, тогда как надо готовить профессионалов
детского музейного дела и финансировать содержание музеев отдельной
строкой. И хотя ответственность и миссия музея в школе значительны,
даже самые сильные из них не являются юридическими лицами.
На эту тему говорили и другие участники: есть Закон о музейном фонде и
музеях РФ, по которому школьные музеи вовсе не музеи, с ними можно
делать что угодно, хоть вынести на помойку – они ничьи. Так что общую
картину школьного музейного дела никто себе не представляет, нет даже
статистики. То ли в стране 10 тысяч школьных музеев, то ли 17 тысяч?
Вывод: нужна системность.
Да, но ни в коем случае не кампанейщина, когда директивно приказывают,
например, открыть Уголок боевой славы, от чего у детей уже оскомина.
– Ребенок не объект воздействия музея, а его творец. – Эта фраза
звучала во многих выступлениях. Дети могут и хотят вносить вклад в
сохранение культурного и исторического наследия.
С другой стороны, те же участники пытались определить критерии оценки
качества работающего школьного музея. Пока люди работают на
общественных началах, все хорошо, а если им установят критериальные
рамки по типу «деньги за результат»? Не исключено, что на выделенные
ставки придут совершенно другие люди…
Музей – это всегда проект
А школьный – это гиперпроект. Среда, где рождается все.
Музеолог, музейный проектировщик Владимир Дукельский говорил: школьный
музей – закрытая структура. Чтобы быть интересным детям, такой музей
должен стараться больше, чем обычный городской. Есть удачный
региональный опыт выстраивания карт областного музейного пространства,
а это основа межмузейного взаимодействия. Интересный проект у сайта Soldat.ru –
тут собирают школьные музеи, которые занимаются военной тематикой.
Встречный курс успешен для обеих сторон. Этнографические музеи тоже
объединяются в связи с поликультурностью – но вяло. К сожалению,
настоящие музеи совершенно не интересуются школьными, не готовы
рассматривать их как ресурс развития. Так что целый веер возможностей
для проектирования деятельности в музейной педагогике остается за
бортом. По той простой причине, что это никому из чиновников
образования не интересно, а интеграция требует в том числе
административного решения.
То есть опять язык педагогических ценностей и логика целей управленцев
не совпадают. Но дальше некуда – теперь или модернизация школьных
музеев, или их полное исчезновение. Модернизация музеев образца
50-летней давности может идти путем наполнения музеев новыми функциями.
В регионах, особенно в селах, уже сейчас большинство школьных музеев –
центры рождения новых идей и исследований. Точно так сейчас обстоят
дела в музейном деле вообще: фонды – простор для творчества и познания.
Сегодня музей – это новая образовательная технология.
Что по факту? Все знают, что в школьных музеях делается большая работа,
но какая, как и кем? Трудно понять, потому что нет межведомственного
согласования. Образование не образование, культура не культура, туризм
не туризм. Вечную проблему невстречи ведомств подчеркнула Любовь
Духанина:
– Любая практическая задача упирается в сложности межведомственного
рассогласования. А не может самый хороший учитель вести музей без
консультирования специалиста. Дети тут, а музеологи и искусствоведы
совсем в другом месте. Но ведь даже картинная галерея в школе не может
быть выстроена «просто так». То, как ребенок впервые встречается с
предметами материальной культуры, какое отношение взрослых к ним он
наблюдает, чрезвычайно важно.
Кто бы спорил. И категория искренности «проводника» ребенка к
историческим объектам и артефактам, быть может, самая главная. Но кто
же против профессионализма? Итак, впереди новое положение о школьном
музее, разработка положения о нормативно-правовой базе музея и
налаживание механизмов постоянного взаимодействия школьных музеев.
Если вы, читатель, хотите заявить о своем музее, чтобы войти в Сеть,
обращайтесь, пожалуйста, в Центр краеведения и музейного дела
Московской городской станции юных туристов – http://www.mosgorsyutur.ru/.
Там замечательные люди, они взяли на себя работу по регистрации всех
российских школьных музеев. Сертификаты пока выдают всем без исключения.