В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебная самостоятельность: секреты развития
В работе учителей, успешно решающих эту задачу, можно уловить схожие стратегии
Кому из учителей не хотелось разгадать секреты педагогического
мастерства! Какими такими особенными навыками владеют
педагоги, уроки которых вызывают удивление и восхищение
коллег?
Кандидат психологических наук, Марина РОЗЕН (УДОВЕНКО) под
руководством профессора А.К.Дусавицкого в течение десяти лет
изучала работу учителей, наблюдая за их уроками
с последней парты...
Верхушка
«айсберга» и 80% «невидимых» усилий
Представьте себе картину: середина 4 класса, учитель как
минимум половину урока молча стоит в стороне, а дети делают все
самостоятельно! Организуются после перемены, готовятся к началу работы,
вспоминают пройденный материал, задачу, которую они сами поставили на
предыдущем уроке, решают ее до того момента, пока им не понадобится
помощь (словари, справочники, учитель). При этом 9-летние дети
самостоятельно организуют содержательную дискуссию, демонстрируя
образцы толерантного диалога. Возможно ли воспроизвести подобный опыт в
своей практике? Ответ очевиден. Если есть модель поведения успешного
учителя, который формирует учебную самостоятельность у своих учеников,
значит, можно ее снять, отрефлексировать и встроить желаемый навык в
собственное поведение.
Работа учителя-профессионала сравнима с айсбергом. То, что делается на
уроке, видимая часть, верхушка айсберга – это 20% всех затраченных
усилий. 80% проделанной работы на первый взгляд не видно. Это и
подготовка к уроку, написание конспектов, посещение семинаров, чтение
книг и т.д. Однако это делают все. Попробуем в данной статье
разобраться, что же такого особенного делает учитель на протяжении
четырех лет с детьми и почему у него получилось?
На поверку все оказывается достаточно просто. Учитель, у которого
получилось, убежден, что для того, чтобы научить детей самостоятельно
учиться, нужно отдавать им часть урока начиная уже с первого класса. И
он настойчиво и упорно этому убеждению следует. Рассмотрим подробнее
ключевые стадии этого пути.
Под диктовку ученика...
Например, учитель дает детям самим провести диктант «Скользкая
дорожка». Вначале педагог договаривается с детьми о том, что назавтра
для диктанта каждый готовит 11 слов, в которых должна быть орфограмма
«гласный в слабой позиции в корне» и ловушки (орфограммы согласных,
жи-ши, чу-щу, гласные не в корне, гласные в окончании). Учитель
договаривается о том, кто из детей проводит диктант для класса вместо
него.
На следующий день учащийся подходит к учителю и показывает свой
диктант. Педагог обсуждает с ним предложенные слова, они вместе меняют,
если нужно, порядок слов, решают, как ученик будет проводить, как
проверять, нужен ли ему кто-либо в помощь (позовет ли он кого-либо
писать диктант на доске – одного, двух одноклассников – или сам перед
началом урока за доской напишет правильные варианты).
Когда приходит время диктанта, ученик выходит и становится перед
классом (при этом учитель отходит в сторону) и начинает по-учительски
проводить диктант: «Сейчас будет диктант «Скользкая дорожка».
Приготовились? Первое слово…» Дети пишут и проверяют сами.
Конечно, почти весь первый год учитель проводит диктант сам, подробно
объясняя свои действия. Дети видят эту процедуру практически каждый
день. Но наступает момент, когда учитель предоставляет школьнику
реальную возможность проявить свою самостоятельность. Поначалу помощь
учителя будет большей, но со временем его участие минимизируется. Так
раз за разом по 10 минут урока отдаются на детское самоуправление.
Проверка домашнего задания:
у всех ли так?
Следующий шаг на пути формирования учебной самостоятельности –
особая организация процесса проверки домашнего задания.
Учитель просит детей перед началом урока на доске написать имеющиеся
вопросы по д/з. Договор с классом состоит в том, что если доска чистая,
значит, вопросов по д/з нет и обсуждать нечего. Поначалу откликаются
4–6 детей, со временем они втягивают остальных. Что же они делают? На
перемене со своим д/з они проходят по классу и сверяются – у всех ли
так? Есть ли вопросы? Все варианты ответов, вопросы и расхождения
записывают на доску (левую ее часть). Если задачу можно решить двумя
способами, то на доске возникнут оба варианта. Под каждым вариантом на
доске ребята подписывают автора. Таким образом, когда учитель заходит в
класс, он уже знает, что делать. И сразу же начинается диалог – можно
непосредственно обратиться к автору задания и попросить прояснить ход
своих рассуждений и т.д. Если доска пуста, вопросов нет, можно
двигаться дальше.
Подведение итогов: кто кого
хочет похвалить?
Итоги урока также со временем (начиная со 2 класса) отдаются
на откуп детям. Для этого учитель начиная с первого класса сам подводит
итог каждого урока и всегда по одинаковому алгоритму. Со временем дети
уже знают, что итоги бывают эмоциональные (понравилось – не
понравилось, комфортно чувствуют себя в материале – некомфортно,
трудно–легко, кто хочет кого-нибудь похвалить?), содержательные (с чем
пришли, что появилось нового, что откорректировали, с чем уходим) и
прогностические (что дальше, какая новая задача, куда двигаемся, чем
будем заниматься на следующем уроке). Учитель строго придерживается
этой логики, и дети ее со временем принимают. Затем учитель спрашивает
(уже в 1 классе), кто хочет подвести итоги урока самостоятельно, и
постепенно полностью делегирует эту функцию детям. По убеждению
учителя-мастера, если нет итога урока, то 80% усилий по усвоению
учебного материала и формированию учебной самостоятельности потрачены
впустую. Следует отметить, что на подведение содержательной части
итогов работает классная доска, которая постепенно заполнялась детьми
на протяжении всего урока. Учитель с самых первых дней договаривается с
ребятами (а поначалу делает это сам), что на левой части доски мы пишем
то, с чем пришли (вопросы по д/з, например), середина заполняется в
процессе работы на уроке, где фиксируется все, что там происходило, а
справа дети записывают то, с чем они из урока выходят. Первоклассники
очень скоро привыкают к прогностической части урока и уже сами
спрашивают: «А что дальше?» Это очень хороший признак,
свидетельствующий о том, что дети приняли учебную задачу и готовы ее
решать. Кроме того, именно таким образом происходит приучение детей к
рефлексии.
Проведение
фрагмента урока вместо учителя
Начиная с 3 класса учитель дает задание детям в группах
составить план урока и подобрать задания к каждой его части. Происходит
это поэтапно. Поначалу дети только составляют план, а учитель подбирает
задания и проводит урок. Затем ребята составляют план урока и готовят
задания, а учитель проводит урок. В конце 4 класса дети составляют
план, готовят задания в соответствии с пунктами этого плана и уже сами
проводят урок. Для того чтобы научить детей грамотно подбирать задания
уже начиная с первого класса, учитель задает детям вопросы на
понимание: «Зачем я придумала такое задание?», «Что полезного было в
этом задании?». Впоследствии, когда дети уже сами начинают их
придумывать, они задают аналогичные вопросы друг другу: «С какой целью
ты придумал это задание?», «Что ты хотел проверить этим заданием?»
В результате систематической работы к четвертому году обучения дети
усваивают последовательность действий, необходимых для решения учебной
задачи. Это означает, что ученики приняли главную цель, поставленную
учителем, – цель на формирование учебной самостоятельности. Со временем
все учительские функции передаются детям. Учитель лишь следит за
соблюдением режимных моментов урока.
Время для самопроверки
Во втором полугодии 3 класса дети сами составляют проверочную
работу, готовятся к ней и сами ее проводят. При этом можно использовать
разные способы организации таких уроков (подробно о них в книге: Урок в
развивающем обучении: Книга для учителя – / А.К.Дусавицкий,
Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шилкунова. – М.: Вита-Пресс, 2008.
– 288 с.). За 5–6 уроков до окончания изучения темы дети в группах
составляют план будущей проверочной работы. Затем планы групп
обсуждаются фронтально, корректируются и дополняются – так появляется
общий план проверочной работы. В тех же группах ученики договариваются
о том, задание какого вида каждый из них готовит дома.
Дома дети выполняют составленные задания, а их условия записывают на
альбомных листах (отдельно каждое).
На следующем уроке, работая в тех же группах, третьеклассники
представляют свои задания, обосновывают их и распределяют по типам
(например, теоретические вопросы, задачи, задания с ловушками и т.д.),
решают, в какой последовательности нужно их расставить и почему. В
конце урока дети делают небольшую работу-прогноз – у себя в тетрадях
напротив каждого типа заданий отмечают, справятся они с ним или нет.
Например, «уверен, что готов», «думаю, что готов», «мне еще нужно
потренироваться». В конце урока каждая группа сдает учителю свою папку
с заданиями для проверочной работы и тетради с прогнозом своей
готовности к ней.
На следующем уроке учитель выделяет те типы заданий, которые,
по мнению детей, вызывают у них наибольшие трудности, и прорабатывает
их на уроке. Договаривается с детьми о сроках написания проверочной
работы. В течение нескольких дней ученики самостоятельно выбирают
задания для работы дома, ориентируясь на собственные трудности.
Поход в 1 класс
Ближе к концу 4 класса может возникнуть идея (важно, чтобы это
исходило от самих детей, а учитель их к этому подводит и подхватывает
детский порыв) пойти к первоклассникам и провести для них урок. Дети
тщательно к этому готовятся, составляют и прописывают план, наполняют
конкретным содержанием (заданиями), корректируют его с помощью
учителей, сами проводят урок (или фрагмент урока), а затем возвращаются
в класс и анализируют проделанную работу. Это достаточно длительный
проект, но очень эффективный в плане формирования учебной
самостоятельности у детей.
«Что будем
делать дальше?»
В конце 4 класса учитель уделяет время прогнозу на следующий
год. Что мы будем делать в 5, 6 классах? Дети в группах составляют
карту исследования, план работы по каждому предмету, делают прогноз
относительно новых предметов, которые появятся в расписании. Таким
образом, они самостоятельно выстраивают свой учебный план, задаются
новыми интересными вопросами, снимают тревожность относительно перехода
в основную школу.
Успешный учитель использует любую возможность для того, чтобы дети
могли большую часть учебной работы проделывать самостоятельно. Для
этого он отдает им урок этап за этапом. Постепенно дети приучаются
самостоятельно вести урок.