Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Куценко Елена

Этнотолерантность подростков: кто в группе риска?

Эксперты считают, что для профилактики конфликтов важнее всего построение собственной конструктивной идентичности

То и дело в выпусках новостей мелькают сообщения о столкновениях на межнациональной почве. Мы постоянно чувствуем это напряжение, говорим о профилактике, строим планы воспитания толерантности. Но для разработки разумных и эффективных мер нужно представлять себе портрет явления. Каков он, подросток, на фоне межнационального конфликта?
Олег Хухлаев, заведующий кафедрой факультета социальной психологии МГППУ, представил некоторые данные мониторинга, проводимого в течение нескольких лет.

Что влияет на уровень агрессии

Инструментарий исследования разрабатывался и апробировался сотрудниками Института социологии РАН и МГППУ с 2007 года в рамках исследований в Москве и нескольких регионах РФ. В ходе подготовки были определены параметры, имеющие отношение к межнациональной конфликтности.
Первый – этнонациональные установки. Они должны выявлять базовое отношение к вопросам, связанным с этничностью: значимость своей национальности и отношение к представителям иных национальностей.  
В ходе исследования предполагалось выяснить отношение к этничности и как национальная идентичность проявляется вовне. Эти проявления делятся на два направления: приятие/неприятие представителей других национальностей и позитивное отношение к своей национальной группе. Они часто взаимосвязаны, но встречаются и порознь.  
Если у человека позитивная идентичность (условный патриотизм) высокая, а негативная (национализм) есть, но не зашкаливает, то он не будет активно агрессивным в национальных конфликтах. Он не любит «понаехавших», но и не трогает их. Для перспективы взаимодействия этого уже достаточно. Энергия агрессии возникает только если национальная идентичность важна, но воспринимается как ущемленная. В поисках подтверждения можно познакомиться с содержанием националистических сайтов. В них обычно пишут, что, во-первых, Россия – это круто, во-вторых, русские унижены, забиты и окружены врагами. Причем текстов второго типа значительно больше.
То есть, как ни удивительно, для мирного межнационального сосуществования важно не столько «наращивать количество» толерантности, сколько заботиться о том, чтобы позитивная идентичность (патриотизм) перевешивала национализм – негативное отношение к «инородцам».
Второй параметр – допустимость насилия в этноконфессиональных конфликтах.
На вопрос «Кто такие скинхеды?» часть опрошенных отвечали так: ребята, решающие проблемы с мигрантами самостоятельно, потому что их не может решить государство. Так считают четверть московских подростков.
Довольно много людей неприязненно относятся к мигрантам. Например, убеждены, что те занимают рабочие места, хотя сами никогда не пойдут работать дворником. Но вступать в активный конфликт они не будут, потому что считают такое поведение недопустимым. И это уже хорошо.
Часть вопросов – выяснение отношения к мигрантам и представления о патриотизме.
На поведение подростков в межнациональной сфере влияет и готовность нарушать общественные нормы и законы. Например, когда опрашивали группу кадетов, они высказывались примерно так: мы бы поехали на межнациональные разборки, но нам офицер не велит. И хорошо, что есть в их жизни такой человек.
Последнее направление исследования выявляло ориентацию на гражданско-территориальную и/или этноконфессиональную консолидацию.
Оценивая ситуацию, необходимо смотреть на совокупность всех факторов. И анализировать, почему она остается условно стабильной. Потому что все более или менее уравновешено или просто «в двери застрял камушек», и если он выскочит, та немедленно захлопнется со страшным грохотом.
Авторы исследования считают, что ситуация взрыва возможна, если ухудшится положение по всем позициям. Что маловероятно, и потому это хорошая новость. Плохая заключается в том, что прорыв в одной части повлечет за собой ухудшение по остальным позициям.

Исследование показало...

В Москве мониторинг ведется четвертый год среди старшеклассников. Начали исследование после известных событий на Манежной площади. В первый год в опросе участвовали 10 тысяч подростков, потом две с половиной, в последний – три с небольшим.
Анализ результатов выявил тренд в сторону небольшого ухудшения по всем направлениям. Но в целом ситуация находится в относительном равновесии. Позитивное отношение к своей группе превышает неприязнь к другим этническим группам. Этим можно объяснить то, что локальные вспышки агрессии – Манежка, Бирюлево – не разгораются в нечто большее.
Даже государственная мигрантофобская пропаганда не имела больших последствий. Для подростков характерны высказывания вроде: «Мигрантов я ненавижу, но конкретный Сурен нормальный пацан». Это не может не радовать. «Когда проводили первое исследование, думали, что будет хуже», – признался Олег Хухлаев. Однако последнее исследование показало, что негативная тенденция нарастает. Маленькая, но статистически достоверная. При этом ситуация не катастрофическая, авральных мер не требует.

Что делать?

Прежде всего проводить культурное просвещение. Надо признать, это практически единственное, что делается в школах, но попытки оказываются не очень успешными. Почему? Вслушайтесь в вопрос: хотелось бы вам больше узнать об обычаях, традициях, истории представителей народов, которые живут рядом с нами? Мы прекрасно понимаем, что если человек не хочет узнать, а его пичкают этим, то проку от подобного просвещения никакого. В лучшем случае. В худшем – возникает негативное отношение.
Открыты для подобного просвещения те, у кого позитивное отношение к своей идентичности выше, чем негативное к другим. В противном случае возникает сопротивление: зачем мне о них что-то знать, если я их терпеть не могу? Предубежденному человеку бесполезно рассказывать о другой культуре.  
Следовательно, чтобы просвещение достигало цели, нужно прежде всего наращивать положительное отношение к своему народу, своей культуре. Нужно только очень отчетливо понимать: рост позитивной самоидентификации должен происходить не за счет принижения других групп. Ведь важно не само по себе позитивное самоощущение, а большая дистанция между позитивом к своим и негативом к чужим.
Как можно этого добиваться? По каждому из шести параметров можно выстраивать направления работы.
Давать детям ощущение причастности к достижениям прошлого. Для положительной идентификации важно осознание своих ресурсов и настрой на их реализацию. Знакомство с позитивным опытом современников, включая знания, достижения в различных областях – есть же у нас достижения, в конце концов. Ощущение себя хозяином на своей территории – это труднодостижимо, редкий ребенок чувствует себя хозяином в школе. Да и педагоги, если уж на то пошло, тоже. А это вызывает раздражение, которое проще всего трансформируется в мигрантофобию, ведь досаду удобнее всего срывать на безответном дворнике, ибо безопасно.
Разумным и эффективным педагогическим ходом здесь может быть пере­ориентация с обвинения «иноверцев» на собственную ответственность за происходящее.
О формировании идентичности говорят сейчас очень много. Но топорная пропаганда, формальные мероприятия идут только во вред. Необходимо работать над построением конструктивной российской идентичности. Она всегда строится на локальной идентичности: я принадлежу к сообществу класса, школы, района, города... Она должна быть понятной, прочувствованной. В содержание должны входить представления о культурном разнообразии России. Реальные, а не пафосные.
Еще чаще мы слышим о патриотизме. Одни понимают его как гражданский, конструктивный. Другие считают патриотом того, кто хочет, чтоб России боялись. Начиная исследование, авторы опасались, что именно такой патриотизм продемонстрирует большое количество подростков. И к счастью, ошиблись.
Патриотическое воспитание не должно ограничиваться военно-патриотическим, а давать возможность развиваться гражданской, социальной активности. Например, помочь подростку приобрести опыт наблюдателя во время выборов и не важно, от какой партии.
Чтобы подростки не расценивали насилие как допустимый метод воздействия, можно развивать навыки взаимодействия, диалога. В школе на это работают технологии обучения в сотрудничестве.


На всякий случай

Участие в тренингах помогает людям адаптироваться в инокультурной среде. Мы предлагаем несколько упражнений, описанных в пособии «Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде» под редакцией О.Е.Хухлаева, М.Ю.Чибисовой – М.: МГППУ.

«Моя визитка» помогает задуматься о себе, о том, что люди готовы предъявить окружающим. Ведущий предлагает участникам создать свою визитную карточку, указав в ней то, что человек сочтет нужным. Вопросы для обсуждения: легко ли было придумать такую визитку? Как вы определяли, что должно быть на ней написано или изображено? Были ли визитки, которые сильно отличались от ваших по содержанию? Какие чувства это у вас вызвало? Заинтересовал ли вас кто-то из участников? Чем именно? Узнали ли вы что-то новое о себе, пока выполняли это упражнение?

«Хиппи» дает навыки самопрезентации, развивает рефлексию. Ведущий раздает вырезанные заранее из бумаги силуэты футболок и предлагает украсить их надписями и рисунками. Так делали хиппи, предъявляя миру свою жизненную позицию. Вопросы для обсуждения: о чем говорит ваша футболка? Что люди смогут узнать о вас, посмотрев на нее? Как вы определяли, что должно быть изображено? Может быть, кто-то решил, что есть вещи, которые не стоит выносить на футболку. Как вы решали, что не надо рисовать? Чьи футболки привлекли вас? Чем? Были ли футболки, которые показались вам неожиданными? Хотелось бы вам иметь такую же футболку, как у кого-то? Почему?

Для упражнения «Добрый день, шалом, салют!» необходимо заготовить карточки, на которых написаны приветствия из различных стран без указания страны. Например: Hello (Англия), Aloha (Гавайи), Bongiorno (Италия), Gruezi (Швеция), Dobryden (Чехия), Shalom (Израиль), Asalamu Aleikum (Египет), Buenos Dias (Испания).

Каждый участник берет по очереди карточку, читает вслух приветствие и старается определить, какой стране оно принадлежит. Если у кого-то возникают затруднения, участники могут помочь. Можно всей группой вслух повторить приветствие.

Вопросы для обсуждения: понравилось ли вам по-разному приветствовать друг друга? Были ли те, которые понравились больше других? Почему? А были ли те, которые вам неудобно было повторять? Почему? Как вы думаете, какую информацию несут в себе приветствия? Как вы думаете, на что направлено упражнение? Было ли оно чем-то полезно для вас?

Рейтинг@Mail.ru