О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Представления общества о том, что такое образованный человек,
во многом определяют цели системы образования. Каковы эти представления
сегодня? Есть ли основание говорить о зарождении нового идеала
образованности? Эти вопросы анализируются в статье С.Клепко «Идеал образованности человека в
XXI веке: метаобразование» («ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
БУДУЩЕГО: ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА», № 3 за 2014 год).
Автор акцентирует внимание на том, что в наше время идеал
образованности представляется преимущественно как список тех или иных
компетентностей, которые должно формировать образование. При этом, если
проанализировать перечень компетенций и способы реализации
компетентностного подхода в разных странах, выяснится, что
представления об идеале образованности разные. И обусловлены они тем,
какие характеристики человека конкретные эксперты выделяют как наиболее
значимые. Например, человек самообучающийся или человек
самоуправляемый, человек соединяющий (ключевая метафора эры
коммуникации) – или человек потребляющий...
Если же говорить о тенденциях, то сейчас все чаще звучит мысль о
необходимости «учить творчеству». Появился даже новый термин «поворот
вправо» – переориентация образования на развитие «правополушарных»
навыков, которые (не отрицая значимости «левополушарных» навыков), по
мнению многих экспертов, необходимы для решения «задач завтрашнего дня».
Иными словами, на роль современного идеала образованности выдвигается
человек-«автор», обладающий различными репрезентационными (позволяющими
опосредованно представить предметы и явления, например, через
изображение, описание...) стратегиями и технологиями. Его можно назвать
«человек пишущий» (Homo scribens).
При этом к понятию письма причисляется и создание текстов
«нетекстуальной» природы – архитектурных, художественных, ландшафтных,
производственных, телесных... Так же как понятие чтения является
метафорой познания, понятие письма становится метафорой
преобразовательной деятельности человека. Ведь именно с него начинается
проектная деятельность. Как отмечал канадский философ Х.М.Маклюэн:
«Рука, которая заполняла пергаментную страницу, строила город».
Какими качествами, с точки зрения выпускников школ, должен обладать
хороший учитель? Оказывается, юноши и девушки называют одни и те же
качества, только в разной последовательности. Юноши говорят о (в
порядке убывания значимости) доброте, понимании, терпении; девушки на
первое место ставят понимание, а затем терпение и доброту...
Специалисты Института развития образования Ивановской области провели
исследование приоритетных ценностей выпускников, которое также
показало, что важнейшими проблемами России старшие подростки считают
(опять же в порядке убывания значимости) борьбу с коррупцией и
преступностью, экологические проблемы, образование.
В 2002 году, по данным аналогичного исследования, первая тройка проблем
выглядела так: выход России из экологического кризиса, события в Чечне,
экологические проблемы. Образование в «рейтинге проблем» тогда было
поставлено на шестое место.
Полностью результаты исследования – в статье С.Кузьмина «Портрет выпускника» («ДИРЕКТОР
ШКОЛЫ», № 4 за 2014 год).
Ученые Пензенского государственного университета спросили
детей и взрослых о том, чувствовали ли они по отношению к себе симпатию
или антипатию учителей. В каких формах она проявлялась?
Как отмечает Т.Семенова в
статье «Учительница строгая или злая?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 5 за
2014 год), значительная часть школьников – 22%,
преимущественно с высокими оценками, ответили, что к ним учителя всегда
относились с симпатией. Тех, кто считает, что испытывал со стороны
педагогов только антипатию, 21%. Как правило, это ребята со слабой
успеваемостью. 16% респондентов не испытали ни того, ни другого,
оставшись незамеченными. Большинство из них также имеют низкую
успеваемость.
Симпатия чаще всего проявлялась в форме похвалы, помощи, поддержки,
советов и хороших отметок. Антипатия – в том, что учитель снижал
отметки, ругал, не замечал, никогда не хвалил.
Судя по ответам, похвалу учителя ценят все: и дети, и взрослые, но
детям она важнее. Конструктивную поддержку высоко оценивают и
школьники, и люди, окончившие школу, но для взрослых это самая большая
ценность.