ВНЕ КАНОНА
Образовательный эффект улыбки
Почему мы так редко шутим на уроках?
Детский смех – одно из самых естественных явлений на свете.
Как летняя радуга после грозы. Только в школе он звучит не часто. На
уроках тем более. Стоит захихикать какому-нибудь весельчаку,
преподаватель сразу поинтересуется: «По-твоему, это смешно? Что тут
смешного?» И так серьезно спросит, что ученик даже сам удивится: в
самом деле – не смешно. Скорее неловко и немного страшно. Почему
в школе все так неулыбчиво? И можно ли найти в образовательном процессе
время для всевозможных шуточек? Разумеется, без ущерба для
образовательного процесса.
Что мешает?
Главная причина повышенной серьезности учителей – страх
потерять контроль над ситуацией. Веселье имеет свойство длиться,
нарастать. Попробуй остановить эту лавину.
Учителю страшно потерять контроль не только над уровнем шума, но и над
уровнем отношений. Развеселившись, дети порой «переступают черту»,
забывают об установившейся иерархии отношений, нормах поведения.
Педагог боится, что не сможет адекватно среагировать, если в его
присутствии ученики вдруг поведут себя слишком вольно, слишком
естественно, забыв, что рядом преподаватель, а не просто смеющийся
человек.
Есть и более мелкие тревоги: страх потерять зря время, чего-то важного
не успеть.
И зачем тогда все это?
Шутка – это не только приятная пауза.
Шутка – важный элемент коммуникации. Шутить в одиночестве невозможно.
Ты смеешься над словами, поступками другого человека, сам придумываешь
что-то в надежде на ответный смех.
Шутка – всегда провокация, испытание границ, проверка понимания
непривычного, готовности к неожиданному и уважения к другому. Ребенок,
наблюдая за поведением и реакцией собеседников, пробуя, ошибаясь,
постепенно осваивает нормы культурного диалога, примеряет разные роли и
обретает собственный стиль общения. Ему хочется быть собой и оставаться
уместным, принятым в сообществе. Постепенно коллекция анекдотов
структурируется: для друзей, на перемене – свои истории. В классе, в
присутствии учителя – совсем другие.
Такое сложное умение – шутить – дается только регулярной практикой.
Когда ее нет, в сознании ребенка возникает катастрофический разрыв:
между свободой общения вне урока и строгим официозом – на занятиях. Так
недолго разучиться работать с улыбкой и не научиться шутить без
пошлости и оскорблений.
К вопросу о практике. Под юмором на уроке мы привыкли понимать шутки
учителя. Однако если не только он может позволить себе вольности, но и
ученик – это самый надежный показатель установившегося между ними
доверия и взаимопонимания.
Более того, раз ребенок уместно пошутил на уроке – он точно в курсе
событий.
Юмор – всегда десакрализация, знак равенства, принятия. Это относится и
к учителю, который перестает быть чужим, чуждым. Это относится и к
наукам, учебному материалу. То, над чем мы посмеялись, уже кажется
посильным, почти понятным.
Практическая польза
Все хорошо понимают, что смешное легче запоминается,
срабатывает эмоциональная, образная память. Комичная пластика
увесистого учителя биологии, с энтузиазмом изображающего пчелиную
матку, и класс на всю жизнь запомнит, как организована жизнь в ульях. А
еще у ребят останется ощущение того, какое это веселое занятие –
изучать насекомых, вообще биологию.
Юмор необходим и как средство создания комфортной психологической
атмосферы. Как возможность снять напряжение – до или после
контрольной, при первом знакомстве.
Если подросток, готовясь выйти к доске, разыгрывает минутную пантомиму:
трясущиеся колени, дрожащие руки, нервное одергивание воротничка –
подыграйте. Не нужно напоминать, как мало у нас времени. И многие еще
не успели выступить... Ученик выбрал не худший способ справляться со
смущением (настоящим страхом), не показывая виду, что нервничает,
заодно завоевывать симпатии аудитории.
Юмор незаменим в ситуации конфликта, особенно когда кто-то уже готов
кричать и хлопать дверью. Шутка если и не предотвратит трагический
жест, по крайней мере значительно ослабит разрушительный эффект.
Ученик сдает домашнюю работу. Задачка про воду, втекающую и вытекающую
из бассейна, решена правильно. Но тетрадь мятая, вся в пятнах. Учитель
уже набрал воздуха в легкие, чтобы прочитать лекцию о том, что важно
быть аккуратным, что вручать подобные отвратительного вида бумажки
педагогу – значит не уважать ни себя, ни его… К счастью, не успевает.
Предусмотрительный ребенок мгновенно принимается объяснять: это он
сначала не так посчитал, вода через края бассейна перелилась – налицо
следы потопа. Педагог с улыбкой принимает версию. Советует на будущее
держать под рукой надувной круг – чтобы не утонуть в волнах.
Это не значит, что ученику разрешили сдавать грязные тетради. Ничего
подобного. Отношение педагога предельно ясно. На самом деле и сожаление
ребенка очевидно. Просто не хотелось ему чересчур откровенно
извиняться. «Простите, я больше не буду» – какой-то детский сад.
Отшутиться – это по-взрослому. И с полным доверием к собеседнику. Не
обсуждать же двум умным людям засунутые кое-как в рюкзак бутерброды.
Только вода в бассейне и способы решения уравнений.
Есть дети, которые регулярно опаздывают на первый урок. Учитель то
ругается, то делает вид, что ничего не заметил (сколько можно – за одно
и то же!). Вдруг в одно хмурое утро педагог встречает соню
торжественно, с почтением, как долгожданного гостя. Помните, как сыграл
аналогичный эпизод Гердт в «Розыгрыше»? Класс смеется. Смущенный,
растерявшийся ребенок усаживается на место. Завтра он точно постарается
войти в кабинет пораньше.
У такого юмористического метода поддержания дисциплины есть ряд
ограничений. Прежде всего важно удержать грань между шуткой и
насмешкой. Если ученик опоздал из-за каких-то сложных домашних
обстоятельств, если он слишком застенчив, раним – попав в смешное
положение, он почувствует себя оскорбленным, униженным. Это не поможет
ему стать пунктуальным.
Одну и ту же шутку невозможно повторять бесконечно. Иначе объектом
иронии станет учитель-зануда, а не опоздавший ученик.
Признак действенности шутки – способность ребенка с иронией отнестись к
собственной проблеме.
Рассеянный ученик вечно забывает дома учебник. Получает один выговор,
второй. На третий день сам подходит на перемене с печальным сообщением
и соответствующим выражением лица: забыл… Учитель уже готов выразить
свои эмоции… С хитрой улыбочкой ребенок вытаскивает книжку из-за спины,
машет ею перед носом удивленного педагога. Вы поверили? Да я просто
пошутил. Ученик не просто внимательно собрал портфель – он решился на
розыгрыш. То есть понадеялся, что взрослый не оборвет сурово: это твоя
обязанность. Мне-то что? А изобразит в ответ несостоявшийся разрыв
сердца, бурный восторг, вручение Нобелевской премии за счастливое
излечение от юношеского склероза…
Высший пилотаж – коллективная импровизация с коллективным же пониманием
подтекста.
Всем известно, пользоваться мобильными телефонами на уроке нельзя.
Отдельные личности об этом регулярно забывают.
Такой забывчивый рассказывает у доски, как можно было решить одну
хитрую задачку из домашних упражнений. Из кармана – громкий звонок.
– И кто же это с утра пораньше? – любопытствует преподаватель.
Оказывается, приятель-одноклассник, отсутствующий на занятии, но
интересующийся последними событиями.
Пришлось владельцу средства связи объяснять задачку всем: и пришедшим,
и прогулявшим. Чуть более театрально, чем собирался, зато под общее
хихиканье и пристальное внимание.
После случайной интермедии аналогичные задачки класс полюбил и решал с
легкостью. Прогульщик пришел на следующий урок с легким сердцем,
выполненным домашним заданием и словами благодарности за
«дополнительное» занятие. Разумеется, проверять, выключен ли звук
телефона, ребята стали чаще.
Кто-то умный однажды заметил: смех – как дворники на машине. Дождь не
остановят, но позволят двигаться дальше при любой погоде. А второй, не
менее умный, к тому же самый честный на свете человек добавил:
«Смейтесь, господа! Все глупости на свете делаются с серьезным
выражением лица».
Может пригодиться
Чужой язык
В наших учебниках смешных текстов очень мало. Зато на всяких
зарубежных сайтах (в помощь изучающим французский, английский,
итальянский) полно анекдотов. Отличный способ учиться пониманию явных и
скрытых смыслов, осваивать прямые и переносные значения слов, заодно –
вникать в тонкости чужой культуры, чужого образа мыслей.
Заводим традицию: каждый урок начинается со смешного анекдота на
иностранном языке. По очереди, по желанию, на свой страх и риск, из
коллекции, выложенной учителем на школьный сервер. Чтобы было понятнее
слушателям, исполнение сопровождается мимикой, рисуночками на доске.
Всего 5 минут. Тут вам и монологическая речь, и аудирование, и
положительная мотивация к продолжению урока.
Ориентация в пространстве
и в теме
Смешная игра часто бывает полезна на разных предметах. Одна из
таких «многофункциональных» – игра в поводыря. Человеку завязывают
глаза, а кто-то доброжелательный дает ему четкие указания, чтобы в
итоге «слепец» мог перейти из одного угла класса в другой или
нарисовать на доске нечто прекрасное. На уроке иностранного языка,
таким образом, мгновенно и с удовольствием выучиваются глаголы движения
(иди, стой, прыгни, вернись), числительные (три шага, четыре), наречия,
указывающие направление и темп (право–лево, вперед–назад,
медленно–быстро). На геометрии осваиваются с той же легкостью углы и
фигуры.
Хороший способ повторить подзабытую теорию в конце или в начале
учебного года, выучить новую лексику или правописание словарных слов.
Научная классификация
Многие дети любят выискивать в интернете анекдоты. Это вроде
бы бессмысленное занятие вполне может стать полезным. Пусть каждый
составит юмористический сборник. Для этого придется отобрать подходящее
(см. закон о СМИ, возрастные цензы). Как-то разделить отобранное на
части, а затем объединить истории по каким-то существенным критериям.
Можно устроить конкурс с отдельной номинацией – за самый неочевидный,
но бесспорный критерий. То есть не по герою (в этой главе все анекдоты
про Петю), не по месту действия (про школу), а по обыгрыванию
многозначности слов (Каков общий грех музыкантов и дипломатов? Дать
неверную ноту!), по оригинальности решения проблемы (У мамы 5 детей и 4
яблока. Как накормить яблоками всех поровну, никого не выгоняя из-за
стола? Сварить компот!).
Можно провести конкурс на тему, как сделать смешное банальным. Вот
забавная история. В звериной школе учительница – корова. Спрашивает
класс: «Что дает курица? – Яйца. Овца – шерсть. Корова? Домашнее
задание». Если сказать «молоко» – уже не смешно. Почему?