Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Витковский Анатолий

Навигатор по внутренним ресурсам

Что помогает человеку увидеть картину своих возможностей?

Работа с детьми не бывает улицей с односторонним движением – идет обмен, взаимодействие, переход активностей. И тут многое зависит от качества ресурсов педагога. Они, конечно, есть у каждого, но не каждый умеет включить их в поток. А ведь только так они начинают наращиваться с огромной силой. Об инструменте, который помогает педагогу увеличивать свои возможности, рассказывает Ян Георг Кристиансен, руководитель «Эриксоновского университета Нордик», норвежский ученый.


Квадрат коммуникаций – это свое­образная система навигации в мире внутренних и внешних ресурсов человека. Реальный инструмент, помогающий получить более широкую картину видения своих возможностей при решении сложных ситуаций диалога с другими.Схематично это средство можно изобразить как квадрат, в центре которого пересекаются две перпендикулярные линии, выходящие из середин противоположных сторон. В результате внутри большой фигуры вырисовываются четыре квадрата меньшего размера – это четыре области разговора. Чтобы упростить дальнейшее описание, условимся, что диалог начинается в верхнем правом «квадрате». Верхняя правая часть будет обозначать область целей. Под ней располагается область реализации, то есть способы достижения цели. Слева внизу (двигаемся по часовой стрелке) находится область помех, барьеров на пути к реализации цели. И наконец, верхняя левая часть – это область успеха, тут будут записаны признаки, подтверждающие, что желанная цель достигнута.
Как это работает?
На первом этапе – в области целей – диалог направлен на прояснение того, чего человек хочет. Это не всегда понятно даже самому человеку, испытывающему трудность. Но если мы выделили это как отдельный участок работы, мы обязательно на этом остановимся. Причем основательно.
Как же помочь прояснить цель и обдумать средства? В коучинге это открытые вопросы. Вопросы, на которые нельзя ответить одним словом, тем более однозначными «да» или «нет». Вот несколько таких вопросов. Что было бы для вас самым лучшим результатом нашей совместной работы? Если вы найдете хорошее решение, что тогда изменится, что пойдет по-другому? Что может дать вам энергию, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
Подобные вопросы предполагают развернутый ответ-размышление, вызывают ощущение расширения жизненных перспектив. Как правило, когда человек отвечает на несколько таких вопросов, у него появляется ощущение множества дорог, которые могут привести к реализации притягательных для него возможностей.
И что еще важно: происходит изменение эмоционального состояния. Из состояния скованности и чрезмерной напряженности он переходит в более спокойное, его покидает страх потерпеть неудачу. Хотя это тоже нормально – тревожность, страх при столкновении с трудной ситуацией. Но теперь, когда возникла заинтересованность в поиске решения, все иначе.
Каждому понятно, что найти верное решение проблемы сразу очень трудно, а вот представить, что могло бы измениться при положительном разрешении ситуации, не так сложно и очень интересно. На первом этапе хорошо использовать приемы визуализации желаемого результата. Например, коуч может предложить человеку, желающему справиться с какой-то сложной проблемой, представить себя в роли режиссера, который снимает фильм о самом себе. Это фильм о будущем, где главный герой уже достиг желанной цели. Предлагается вжиться в образ этого «человека из будущего», который прошел определенный путь и стал более мудрым. Как теперь выглядит его жизнь – ведь все затруднения преодолены и проблема решена.
Другой вариант визуализации – представить, что произошло чудо: ночью, когда человек спал, к нему прилетел ангел и рассыпал над ним волшебный порошок. А когда проснулся, оказалось, что все препятствия на пути к цели преодолены и сложная ситуация разрешилась. Вот вопросы к этой ситуации. Если допустить, что такое чудо случилось, что в этот день вы бы сделали иначе, чем обычно? Как вы могли узнать, что случилось чудо? Что бы вы увидели? Что бы услышали? Что почувствовали?
Прояснение и детализация желанной цели помогают вывести разговор на следующий участок «квадрата коммуникации», на территорию реализации замысла. Здесь разговор может быть выстроен вокруг следующих вопросов: в чем могли бы состоять эффективные шаги по реализации вашей цели? Когда вы думаете о других людях, которые достигли своих целей, что, по-вашему, они делали важного для реализации своих идей? Давайте предположим, что мы находимся в конце следующего года и вы достигли своей цели полностью (вы можете это описать), и вы оглядываетесь назад – каковы те важные поступки, которые привели вас туда? На этом этапе тоже можно применить прием визуализации, скажем, попросить собеседника, вжившись в роль «себя в будущем», попробовать с позиции мудрого и опытного рассказать о том, какие шаги он предпринял для осуществления своей цели.
Кроме того, на стадии реализации бывает полезно спросить о том, как человек мог бы разделить путь к желаемому результату на этапы? Какое первое маленькое задание он мог бы дать себе вначале? Ведь начиная с небольших, относительно легко реализуемых шагов, мы обретаем первую силу для достижения.
Как только у человека возникают интересные идеи по поводу того, что надо сделать для достижения своей цели, наступает время поговорить о барьерах, подстерегающих его на этом пути, и об альтернативных сценариях развития событий. Что может удержать от достижения вашей цели? Что может неожиданно произойти? А что произойдет, если вы не сможете решить проблему? Каких затрат или жертв может потребовать решение?
На четвертой, завершающей стадии происходит диалог об успехе. Как узнать, что вы получили желаемый результат? В чем будет разница для вас? Как другие люди заметят, что вы достигли своей цели? Таким образом, на четвертой стадии мы снова говорим о результате. Но это совершенно другой уровень разговора. У человека есть замысел, план реализации, представление о том, с чем он может столкнуться в процессе осуществления замысла. А поскольку в ходе коммуникации мы обращались не только к интеллекту, но и к эмоциям, интуиции, воображению, и внутри человека родились эмоционально окрашенные, энергетически насыщенные образы – то все это оживляет представление о новом, преобразившемся мире, который, пока пусть и на стадии проекта, но очень желаемый.
Таким образом, диалог в квадрате коммуникаций помогает человеку найти не только путь к разрешению сложной ситуации, но и ощутить в себе силы, энергию для движения по этому пути.
Так действовать можно не только в рамках помощи другому, но и для самопомощи. Попробуйте решать свои проблемы, ведя мысленные диалоги в нашем квадрате. Выход из внутреннего раздрая к творческой самореализации гарантирован.

Рейтинг@Mail.ru