Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кленицкая Инна

Слово для мира

Что может учитель, когда кажется, что он ничего не может…

«Школа вне политики – кто бы спорил. Но... Я учитель» – эти сомнения не чужды сегодня многим педагогам. Дети спрашивают. Высказываются. И что? Извините, ребята, я не могу с вами это обсуждать? И пусть другие взрослые накачивают вас воинственным фанатизмом?
Об этом размышляет учитель.

Тлеющие конфликты

У меня в позапрошлом году в десятом учились азербайджанцы Алияр и Нармина, в одиннадцатом – армянин Сейран. В 10 была тема «Война в романе “Война и мир“». Говорили об антивоенной направленности романа, о том, что если бы на любую войну было категорическое табу, люди хорошо бы подумали, как ее предотвратить.
На перемене подходит Алияр, горячится: «А вот за Карабах воевать стоило! С какой стати отдавать свою территорию… Карабах – наш!» Говорю: да, исторически Карабах сто раз ваш. А лично тебе он нужен? А твоя мама хочет рискнуть жизнью твоего брата ради Карабаха? В ответ тихое «нет».
Последний урок был в 11-м, после урока подходит Сейран – ему, видимо, рассказали в общих чертах о моем разговоре с Алияром. Он начал убеждать меня в том, что в Азербайджане Карабаху оставаться невозможно: армянскую культуру губят, учебники по армянскому языку в школы не дают, всякие связи с Арменией прерывают, армянские предприятия закрывают. «Но мы Карабах все равно отвоюем!» Я молчу. «Отвоюем!» И спрашиваю, согласится ли его мама отдать жизни своих детей за отвоевывание Карабаха, за «Карабах вне Азербайджана»? Говорит: «Нет, но...» – И молчит в растерянности.
Они знают о зверствах другой стороны во время военных действий, а факты бесчеловечности со своей – им неизвестны. Меня потрясло, что азербайджанские ребята ничего не знали о Сумгаите. Думаю, не было бы в Карабахе сепаратистских настроений, если бы уделялось внимание армянскому языку и культуре, а азербайджанские СМИ рассказывали бы о лучших представителях армянского народа, если бы правительство заботилось об армянских школах, не препятствовало бы связям Карабаха с Арменией. И конечно, необходим памятник жертвам сумгаитских событий. А в отсутствие всего этого нет права выдвигать требования на территорию.
Главное, дети не возражали: человеческая жизнь – высшая ценность, и несопоставимы с ней ни спорная территория, ни школьные учебники.

Остановившие ненависть

Я веду семинар для старшеклассников «Замечательные люди планеты Земля», рассказываю о тех, кто призывал отказаться от насилия, – Льве Толстом, Бертране Расселе. О политических и государственных деятелях, которые самые сложные, острые проблемы сумели решить мирным путем – о Махатме Ганди, лауреатах Нобелевской премии мира Мартине Лютере Кинге и Вацлаве Гавеле. Записываем слова Гавела, сказанные им в ответ на упреки в том, что он после референдума с миром отпустил Словакию: «Есть ценности, которые превыше величины государства».
О незнаменитых, простых людях, которые после окончания Отечественной войны протягивали оголодавшим немецким пленным хлеб, понимая, что отнюдь не каждый немецкий солдат был эсэсовцем и творил жестокость и что ненависть ведет только к взаимному ожесточению, и мир становится очень хрупким. Ребята и сами кое-что прочитали: книгу М.Л.Кинга «Есть у меня мечта», автобиографическую повесть Виктора Астафьева «Веселый солдат», «Мысли мудрых людей на каждый день» Льва Толстого – пусть не целиком.

Дети знают лучше нас

Когда грянули трагические события на Украине, ребята, понятно, задавали вопросы. Я говорила одно: не надо искать правых и виноватых – развязывать насилие нельзя. Ни одна проблема, из-за которой полыхает гражданская война на Украине, не стоит человеческих жизней и взаимного озверения. Ни одна из сторон не сделала всего возможного для предотвращения противостояния, не приложила усилий для понимания позиции другой стороны. А планета, начиненная «под завязку» смертоносным оружием, хрупка. Один взрыв может уничтожить человечество и превратить наш «шарик» в пустыню, отравляющую космос. Вот и спорьте тогда о языках, статусах и территориях...
Я не думаю, что эти мои беседы – политика. Но совсем избежать ее в нынешней взрывоопасной обстановке не получится.
Мне вспоминается эпизод, о котором рассказал руководитель наших математических классов, президент Международного математического турнира городов Николай Николаевич Константинов. Было это давно, во время войны в Югославии. Победители Международной математической олимпиады съехались в летний математический лагерь. И однажды Николай Николаевич услышал разговор двух мальчиков, серба и хорвата, подружившихся в лагере: «Хоть бы война поскорее кончилась», – сказал один. «Да, – ответил другой, – но только чтобы никто не победил, чтобы ничья была. А то потом опять война начнется». Насколько эти мальчики умнее политиков...
У Льва Толстого есть рассказ «Девчонки умнее стариков». О том, как подрались маленькие девочки и, защищая каждый свою, подрались мужики. Драка все разгоралась, а девочки уже давно помирились и вместе играли.
Кое-что учитель все же может сделать для того, чтобы, став мужчинами, наши мальчики не поглупели. Хоть немного удержать ребят от безудержной воинственности, ненависти; как-то поспособствовать пониманию возможности мирного решения самых сложных проблем.

Рейтинг@Mail.ru