Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Последний звонок, тревожный звоночек…

Когда прощание со школой омрачено обидами

Май выпускной! Звонки отзвенели, многие уже попрощались – кто на лето, кто насовсем. На память – видеофильм о празднике прощания. Точка в конце должна быть поставлена красиво. Другое дело – что за кадром…
Нам пришло письмо от учителя:

«Никогда такого не было – родительские скандалы по весне. И жалобы, жалобы во все инстанции. Одна учительница шестиклассникам не те кадры из «Вия» показала, другая «все четыре года держала весь класс в страхе», третья, оказывается, неправильно решает задачи ЕГЭ. Да где же вы раньше были? Теперь-то что, финишная прямая. Но находятся и такие родители, которые умудряются поссориться с учителем накануне Последнего звонка. А кто и после него строчит бумагу в управление: примите меры, разберитесь. Обрушиваются со всей беспощадностью, обесценивая труд педагога.
Я задаю себе вопрос: зачем? В начале года жалоба на учителя – повод поменять класс, группу, по крайней мере понять учителя. А что такое жалоба в конце года? Зачем под занавес учинять бессмысленные разборки? Не понимаю».

…Трудно понять, почему перед расставанием нас тянет все испортить, оставить людей с тяжелым сердцем. Хотя мотивы можно перечислить.
Родители и раньше были чем-либо недовольны в действиях учителя, но претензий не высказывали из-за боязни навредить своему ребенку. Гнев копился до поры, пора настала.
Родители страшно волнуются по поводу предстоящих перемен в жизни ребенка, им трудно вынести даже небольшую неопределенность, они, что называется, «все на нервах», и тут срывы могут приобретать самые невероятные формы. Кто-то впадает в безудержную сентиментальность, а кто-то – в агрессию.
Быть может, люди привыкли всегда оставлять за собой последнее слово, иначе они не могут ощутить свою значимость в мире.
Или… Но как ни разложи – суть одна: огромный дефицит психологической культуры. Это когда другой человек даже не рассматривается как «тоже человек». А как объект, который должен функционировать так-то и так-то в наших интересах.
Чуть какой сбой – обида, гнев. Он же должен. Или «он так не должен». Недостатки в центре внимания. В условиях школы – камни за пазухой. Ни обсудить, ни договориться, ни согласовать, ни вытерпеть. И вот месть.
А вы думали? В нашей почте есть и письма от мам: всей семьей делали красочный альбом про семейные традиции, а учительница даже не взяла его: это не традиция, говорит, – кормить птиц зимой. Уже и не знает, как свою власть отстоять.
…Но еще вот что бывает: на двери школы прибит большой конверт, сделанный из картонной папки, – «Для пожеланий». Недельная акция, вечером выемка.
«Моя любимая майка с логотипом школы. Я люблю свою школу»… «Анна Васильевна, желаю вам победы»… «Спасибо моим учителям».

Рейтинг@Mail.ru