КРУГ ВОПРОСОВ
Прощание с профессиями
В современном мире социальные навыки по значимости опережают профессиональные, считают ученые
25 мая в парке Горького Юлия Десятникова, доктор психологии,
директор Русской гимназии в Лондоне и образовательного центра
London Gates Education Group в Москве, прочла лекцию «Профессий больше
нет». Более чем двадцатилетний опыт создания образовательных программ
по всему миру придавал ее суждениям весомость.
– Моя цель сейчас – привлечь внимание к тому, что само
приходит в
голову родителям: мысли о выборе жизненного пути ребенка становятся
невыносимыми. Родители хотят все знать наперед, но чувствуют, что в
современном мире провести грань между профессией и образованием все
труднее. Между делом, которым мы занимаемся, и навыками, которые имеем.
А дать легитимацию неопределенности не можем. Нам бы поскорее
определиться и направить. «Интересуешься историей – учи историю» – но
во всем мире давно не так. Общее образование только непрофильное. Если
человек получил праздничный набор – математика, экономика, французский,
– его возьмут в любой вуз, кроме разве что медицинского или
художественного. Все остальное ему окажется доступным.
Уже сегодня образование человека редко коррелирует с его
занятием. Но об этом пока говорят стыдливо: так уж сложилось. На самом
деле это тренд.
Зарождается все больше профессий, связанных с человеческим
фактором. Где на них учатся? Где выращивают новомодные навыки? Не
думайте, что на факультетах психологии. Их дает разностороннее развитие
в детском и подростковом возрасте. Это социальный интеллект, умение
понимать людей и эмоциональный слух – понимание чувств. Уровень
успешности в жизни коррелирует с этими качествами. А заниматься всем
надо математикой, и «гуманитарным девочкам» тоже; искусством и
творчеством – «техническим мальчикам» тоже, поскольку эти родительские
ярлыки только сбивают детей с пути. Итак, обязательно – языки,
математика, творчество. Остальное может быть по-разному. Ваш ребенок
хорошо образован, если любая деятельность, которой он решит заняться,
для него возможна. Но мы почему-то со всей силой педалируем формальный
интеллект, некое сомнительное «раннее развитие», постоянно об этом
думаем, про это читаем. А вот этот мальчик, который сейчас носится
между рядами, – ведь я его уже просила бегать чуть подальше, не перед
моим носом хотя бы, он наверняка сын умной мамы, которая пришла на
лекцию о воспитании. Ему лет девять, а у него грубая социальная
неадекватность. Или картинка, которая меня страшно возмутила, когда я
сюда шла: девочка плачет, а мама кричит: замолчи, иначе я тебя вообще
не знаю! Дикость, но мама об этом не догадывается, она привела ребенка
в парк на развивающее занятие.
Но вот пример: университет Кембридж принял 600 человек –
оценки у всех одинаковые. В октябре учащихся на 500 меньше. Почему? А
было собеседование, проверяли социальный интеллект. Умный-то умный, а
социально и эмоционально глухой. Себя проверьте: ребенка дразнят – что
делать? Приходит ли вам светлая мысль задаться вопросом «а зачем они
это делают?». И поговорить об этом с обиженным.
Социальный интеллект – тоже мышца, которую надо накачать.Что
для вас важно, что не важно, приучены ли вы об этом думать, в каком
тоне вы разговариваете, точны ли в интонации, в реакции на мимику
другого человека, внимательны ли к его душевным движениям. Все это
формируемые механизмы. Все это зависит от социально-эмоционального фона
жизни ребенка. Его развитие идет постоянно, но неравномерно. В разное
время он осваивает разное, но на 80% успех освоения зависит от
бэкграунда, который у него был к моменту нового знания. Чем больше
набрано навыков думать про разные вещи разным способом, тем выше
скорость освоения. Никогда нельзя предвосхитить, что именно понадобится
в деятельности – важна разработанность всей структуры личности.
Неизвестно, где мы окажемся и чем будем заниматься. Широкое, глубокое
базовое образование никогда не подведет. Поэтому российская традиция –
выращивать детей в огородах (школа, кружок, репетитор) неэффективна.
Образование там, где жизнь. Дети должны быть соучастниками жизни
взрослых, лучше, если значимых взрослых много, потому что дети могут
больше взять и принять, чем мы можем дать. Но многие совершенно не
готовы, чтобы другой человек, тем более с другими взглядами, серьезно
занимался ребенком. Носитель одной традиции, одного уклада –
ограниченный человек. Монополия на ребенка – ошибка.
Детство скоротечно, и лучшее, что мы можем подарить ребенку, –
встречи с людьми, которым есть что сказать детям, есть что положить на
образовательный алтарь.