Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2014
Третья тетрадь
Детный мир

ДЕНЬ НА ПАМЯТЬ


Шеваров Дмитрий

Поэзия последнего звонка

«ПС» публикует удивительный документ – речь, произнесенную Иннокентием Анненским в Николаевской Царскосельской гимназии 1 июня 1897 года

Последние звонки, выпускные акты – ответственные и трепетные события. Учителя выпускают своих учеников в большой мир и дают им последнее напутствие. Время и место высоких слов, которых мы в обычной жизни боимся. А не произнести их еще страшнее: останутся невыраженными глубинные смыслы наших отношений с детьми. И мы готовимся, готовимся…
Для поддержания настроения «ПС» публикует удивительный документ – речь, произнесенную Иннокентием Анненским в Николаевской Царскосельской гимназии 1 июня 1897 года.

Никто из учеников Иннокентия Федоровича тогда еще не знал, что перед ними не просто директор гимназии и учитель греческого языка, а Поэт. «Тихие песни», первый сборник Анненского, выйдет только через пять лет.
Впрочем, гимназисты чувствовали, что перед ними особенный человек. «Стройно затянутый в узкий форменный сюртук с золотыми пуговицами, в высоком, мешающем ему поворачивать голову старомодном галстуке-шарфе, он держался прямо и несколько надменно…» На ежегодных гимназических балах директор первым открывал вальс, поражая всех гостей выправкой и грациозностью.
Один из педагогов гимназии вспоминал, что Анненского всегда «слушали и слушались все не только со вниманием, но и с воодушевлением. Его любили, и он нравился – и своею своеобразно красивой наружностью, и своей всегда деликатной, несколько старомодной манерой обращения с людьми…» Сын Анненского вспоминал: «Воспитанников он не выгонял, учителей не третировал, казенного патриотизма не разводил, не боялся проявлять инициативу, не дожидаясь указаний циркуляра, и с окружным и даже министерским начальством держался свободно и самоуверенно…»
Здание Царскосельской гимназии сохранилось. В 2003 году на нем была установлена мемориальная доска с таким текстом: «В этом здании бывшей Николаевской мужской классической гимназии в 1896–1905 годы жил и работал выдающийся русский поэт и педагог Иннокентий Федорович Анненский. Здесь учились поэты Н.Гумилев, Н.Оцуп, Г.Раевский (Оцуп), В.Кривич, Д.Кленовский, Вс.Рождественский, искусствовед Н.Пунин, стратонавт (воздухоплаватель. – Ред.) А.Васенко, географы В.Визе, М.Павлов, врачи М.Глазунов, П.Светлов, композитор В.Дешевов, деятели театра и кино: Н.Акимов, В.Горданов, И.Гольдберг, Ю.Свирин, О.Иванов, Н.Ефимов, Р.Мирвис».
По справедливости к этому списку надо было бы добавить еще много имен: князь Илларион Васильчиков, меценат Борис Башкиров, врачи Юрий Кролюницкий и Глеб Ивашенцов, актер немого кино Витольд Полонский, полный Георгиевский кавалер, поэт Александр Виленкин, филолог и видный теоретик авиации, преподаватель Военной академии им. М.В.Фрунзе комбриг Александр Лапчинский…
Внук одного из выпускников гимназии физик Кирилл Финкельштейн создал замечательный интернет-ресурс о Царскосельской Императорской Николаевской гимназии – http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik_Gimn/Gimn1.htm.
Он пишет: «Жизнь показала, что Анненский не ошибся в своих ожиданиях. Из классов, которыми он руководил, вышли достойные люди. Имена каждого из них мы можем произносить с уважением хотя бы за то, что, несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю их поколения, они сохранили заложенные в гимназии высокую культуру, понятия долга, чести и служения отечеству».
…С тех пор как Иннокентий Федорович Анненский произнес это напутственное слово, миновало более ста лет. Но основные смыслы настоящего педагогического труда остались те же: воспитание достоинства; воспитание уважением.
Быть может, это и есть те особенные слова, которые мы хотим сказать и которые ребята пронесут в сердце через всю жизнь.


Речь директора Царскосельской гимназии Иннокентия Анненского по поводу вручения выпускникам аттестатов зрелости

Друзья мои, еще вчера питомцы! Расставаясь с вами, мне бы хотелось сказать вам несколько слов, высказать вам те пожелания, которые исходят от искреннего чувства.

Недолгое время мне пришлось провести среди вас, но за этот короткий период я, кажется, успел в достаточной степени ознакомиться с знаниями, полученными вами из курса средней школы, с нравственным же обликом каждого из вас, конечно, только до некоторой степени. Проверяя свое душевное состояние, вы должны будете сознаться, что переживаемые вами минуты – это минуты счастья. Вы чувствуете прежде всего нравственную удовлетворенность, заплатив ваш первый долг, оправдав достигнутым вами результатом потраченные на вас заботы ваших родителей, опекунов, лиц, заступающих место их, и нас, ваших руководителей, при прохождении курса средней школы.
Перед вами открывается новая для вас жизнь. Вы встретите впереди вместо учебника – науку, вместо школьной скамьи – аудиторию и из опекаемых сделаетесь самостоятельными, т.е. ответственными за все ваши поступки перед обществом. Просматривая введенные обычаем и изложенные вами намерения относительно избрания того или другого пути для дальнейшего вашего образования, я с некоторым недоумением и, не скрою, даже с грустью заметил, что большинство из вас избрало специальные заведения. Мне кажется, что в самой тесной связи с классической среднею школою всегда был и всегда будет университет. Туда мы вас и готовили.
В университете и в дальнейшей вашей жизни вы встретитесь с двумя типами знания, с двумя формами отношения к науке и научному развитию. В первом преобладает экстенсивный, во втором интенсивный момент. Вы можете расширять ваш умственный горизонт, приобретая всевозможные познания из вторых рук и заботясь более об общем построении частей вашего образовательного курса, чем о выработке метода и тщательном усвоении отдельных систем и вопросов науки. Но вы можете также приучаться к работе специальной, самостоятельной, сначала исторической, потом критической. Вырабатывая в себе умение работать для развития науки и для прочного органического усвоения добытых ею результатов, вы, конечно, потеряете в широте кругозора, но насколько эта форма отношения к науке жизненнее и действеннее!
С своей стороны, гимназия подготовляла вас именно к этой интенсивной и специальной работе, причем она имела в виду сделать из вас прежде всего работников, полезных для науки и жизни. Заметьте, что при страшно быстром накоплении знаний и растущей вместе с ним дифференциации научной работы, всезнание становится своего рода философским камнем и жизненным эликсиром, – оно недостижимо. Систематичность и целесообразность специальной работы, вот в чем сила, жизнь, интерес, значение истинно научной деятельности. Ставьте же себе в вашем дальнейшем образовании идеалом не популяризатора знаний, а ученого специалиста, но помните, что и высшее учебное заведение, несмотря на все рвение ваше, не выработает из вас ученых: как гимназия подготовила ваш ум к восприятию науки и сообщила элементы знания, так университет даст вам метод, умение работать и средство для самостоятельной работы: остальное будет зависеть от вас самих, от вашей восприимчивости, энергии и умственной силы, которой дай вам Бог много и много...
Конечно, намеченный вами путь, я это знаю, выбран не всеми окончательно, выбран в большинстве случаев почти ощупью, так сказать, наудачу, и не один из вас и даже не один раз переменит не только факультет, но даже заведение: математик, может быть, сделается юристом, филолог – медиком и т.д. Подобные колебания не должны смущать вас, они вполне естественны, но пусть каждый из вас, на каком бы пути к самосовершенствованию и образованию ни поставила его судьба, – знает, что достижение цели лежит в труде и только в нем одном. Чего же пожелать вам теперь, при расставании с вами?
Пожелаю, конечно, здоровья и бодрости духа! Друзья мои, вы встретите на предстоящем вам пути, может быть, много неровностей, колебаний, даже горьких минут сомнений, борьбы с неблагоприятными в вашей жизни обстоятельствами, никогда не падайте духом, не теряйте бодрости, вспомните слова: «деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, бодрость потерял – все потерял». «Только трус теряет бодрость», – говорит Еврипид устами Амфитриона. Дай вам Бог также при дальнейших ваших занятиях наукою находить нравственное удовлетворение в труде и в отыскании истины. Еще несколько слов, друзья мои! Самосовершенствуясь, изучая науку, отыскивая истину, вы, может быть, встретите людей, которые скажут вам: «пойдем за мною – я открою тебе истину, я нашел ее и покажу тебе». Не верьте им, это – слепцы: истина добывается только трудом, упорным и тяжелым самостоятельным трудом. Каждый вершок на бесконечном пути отыскания истины завоевывается громадными усилиями.
В минуты ваших сомнений, нравственного колебания, упадка вашей энергии и духа вспомните, что у вас есть к кому обратиться за советом, поведать свое горе и встретить не только полное сочувствие, но и самое горячее участие; придите к нам, вашим бывшим руководителям, откройте нам беспокоящие вас сомнения, и я уверен, что как я лично, так и каждый из присутствующих здесь членов педагогического совета, с самым теплым чувством даст вам свой совет. Вы заслужили вполне то расположение к себе, которое у нас остается и при расставании с вами. Благодарю вас от всего сердца, благодарю и ваши семьи, которые шли к нам навстречу в нашем стремлении к вашей пользе, и без поддержки одна школа никогда не может достигнуть желаемых ею результатов. Будущее ваше неизвестно никому, имена некоторых из вас, готовящихся быть слугами родины, может быть, будем произносить с гордостью, многих с чувством благодарности и всех вас, я уверен, с уважением.

Рейтинг@Mail.ru