О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Многие юноши и девушки испытывают сегодня острую потребность в
разрешении мировоззренческих вопросов. К такому выводу приходят
специалисты, анализирующие активность пользователей интернет-сайтов. В
категорию наиболее посещаемых входят сайты, где обсуждаются
мировоззренческие, экзистенциальные и религиозные проблемы, а наиболее
активными их посетителями оказываются старшеклассники и студенты.
Какие же проблемы в первую очередь волнуют старшеклассников? Насколько
глубоко ребята их осмысливают? Сотрудники кафедры педагогики РГПУ имени
А.И.Герцена провели исследование, результаты которого представлены в
цикле статей кандидата педагогических наук Светланы Берестовицкой. Цикл
открывает публикация
«Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников»
(«ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 4 за 2014 год).
Как выяснилось, у большинства учеников 8–11 классов (63%) присутствует
устойчивый интерес к проблемам мировоззрения, желание их обсуждать и
решать. Многие ребята считают, что у них уже начало складываться
собственное представление о важных вещах, в том числе о том, что такое
философия и философствование. Вот несколько цитат из эссе «Моя
философия»: «Философия – это обостренно совестливое отношение
человека к окружающему миру », «...Это способ определить истину для
себя, размышляя в общем-то над чем угодно…», «Философия учит
одному – задавать вопросы самому себе, ибо ответ внутри нас
самих». Чем же привлекает ребят философствование? «Я –
человек, и не могу жить без мыслей и размышлений». «Я мучительно ощущаю
недостаточность понимания очень важных для меня слов, таких, например,
как душа...». «То, что мне больше всего нравится, – это теплые
и искренние мысли, приходящие нечаянно в голову».
Однако философствование в юном возрасте – это и попытка глубже
понять жизнь, приводящая порой к тоске, к ощущению бессмысленности
существования: «Познание себя, своего предназначения вводило меня чуть
ли не в депрессию», «Я частенько задумываюсь о смысле жизни,
существования – о смысле всего. И все больше и больше начинает
казаться, что смысла ни в чем вообще нет...»
Может ли школа помочь старшеклассникам в их философских,
мировоззренческих исканиях? Свою точку зрения автор высказывает в
заключительной части статьи.
Психологи Волгоградского государственного социально-педагогического
университета провели исследование профессиональных карьер педагогов. В
основу был положен подход, где различаются «активные» и «пассивные»
типы карьер, а в категории активных карьерных стратегий выделяются две
разные направленности – «на дело» и «на себя». Направленность «на дело»
означает стремление педагога занять руководящую позицию, чтобы
реализовать свой потенциал в преобразованиях, улучшающих школьную
жизнь. Эти профессиональные амбиции могут быть связаны, в частности, с
внедрением новых образовательных методик. Такой тип карьеры иногда
называют «активность для других». Направленность же «на себя»
подразумевает, что педагог видит в переходе на руководящую должность
прежде всего возможность повышения своего статуса и получения
материальных и других выгод.
Что же показало исследование? Как пишет доктор психологических наук
Тамара Черникова в статье
«Карьера: что предпочтительнее?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 4 за 2014
год), активная карьерная стратегия с направленностью «на
дело» характерна для 27% руководителей школ, с направленностью «на
себя» – для 23% управленцев. Таким образом, примерно 50%
директоров придерживаются пассивной карьерной стратегии –
выполнения идущих «сверху» требований.
Для каждого пятого из представителей этой категории характерен так
называемый «отбывающий» тип карьерной стратегии, когда главной задачей
руководителя становится как можно дольше сохранить социальный статус и
преимущества должности. Особенностью руководителей с ориентацией на
«отбывание» является использование страдательного залога: «меня
уговорили», «меня утвердили», «была приглашена», «была выбрана», «была
назначена». Не случайно, что такие руководители часто препятствуют
проведению инновационных преобразований.
Автор отмечает, что стезю «пассивной карьеры», как правило, выбирают
педагогические работники определенного личностного склада –
склонные к стабильности и к поддержанию заведенного распорядка.