Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Многие юноши и девушки испытывают сегодня острую потребность в разрешении мировоззренческих вопросов. К такому выводу приходят специалисты, анализирующие активность пользователей интернет-сайтов. В категорию наиболее посещаемых входят сайты, где обсуждаются мировоззренческие, экзистенциальные и религиозные проблемы, а наибо­лее активными их посетителями оказываются старшеклассники и сту­денты.
Какие же проблемы в первую очередь волнуют старшеклассников? Насколько глубоко ребята их осмысливают? Сотрудники кафедры педагогики РГПУ имени А.И.Герцена провели исследование, результаты которого представлены в цикле статей кандидата педагогических наук Светланы Берестовицкой. Цикл открывает публикация «Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 4 за 2014 год).
Как выяснилось, у большинства учеников 8–11 классов (63%) присутствует устойчивый интерес к проблемам мировоззрения, желание их обсуждать и решать. Многие ребята считают, что у них уже начало складываться собственное представление о важных вещах, в том числе о том, что такое философия и философствование. Вот несколько цитат из эссе «Моя философия»: «Философия – это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру », «...Это способ определить истину для себя, размышляя в общем-то над чем угодно…», «Философия учит одному – задавать вопросы самому себе, ибо ответ внутри нас самих». Чем же привлекает ребят философствование? «Я – человек, и не могу жить без мыслей и размышлений». «Я мучительно ощущаю недостаточность понимания очень важных для меня слов, таких, например, как душа...». «То, что мне больше всего нравится, – это теплые и искренние мысли, приходящие нечаянно в голову».
Однако философствование в юном возрасте – это и попытка глубже понять жизнь, приводящая порой к тоске, к ощущению бессмысленности существования: «Познание себя, своего предназначения вводило меня чуть ли не в депрессию», «Я частенько задумываюсь о смыс­ле жизни, существования – о смысле всего. И все больше и больше начинает казаться, что смысла ни в чем вообще нет...»
Может ли школа помочь старшеклассникам в их философских, мировоззренческих исканиях? Свою точку зрения автор высказывает в заключительной части статьи.

Психологи Волгоградского государственного социально-педагогического университета провели исследование профессиональных карьер педагогов. В основу был положен подход, где различаются «активные» и «пассивные» типы карьер, а в категории активных карьерных стратегий выделяются две разные направленности – «на дело» и «на себя». Направленность «на дело» означает стремление педагога занять руководящую позицию, чтобы реализовать свой потенциал в преобразованиях, улучшающих школьную жизнь. Эти профессиональные амбиции могут быть связаны, в частности, с внедрением новых образовательных методик. Такой тип карьеры иногда называют «активность для других». Направленность же «на себя» подразумевает, что педагог видит в переходе на руководящую должность прежде всего возможность повышения своего статуса и получения материальных и других выгод.
Что же показало исследование? Как пишет доктор психологических наук Тамара Черникова в статье «Карьера: что предпочтительнее?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 4 за 2014 год), активная карьерная стратегия с направленностью «на дело» характерна для 27% руководителей школ, с направленностью «на себя» – для 23% управленцев. Таким образом, примерно 50% директоров придерживаются пассивной карьерной стратегии – выполнения идущих «сверху» требований.
Для каждого пятого из представителей этой категории характерен так называемый «отбывающий» тип карьерной стратегии, когда главной задачей руководителя становится как можно дольше сохранить социальный статус и преимущества должности. Особенностью ру­ководителей с ориентацией на «отбывание» является использование страдательного залога: «меня уговорили», «меня утвердили», «была приглашена», «была выбрана», «была назна­чена». Не случайно, что такие руководители часто препятствуют проведению инновационных преобразований.
Автор отмечает, что стезю «пассивной карьеры», как правило, выбирают педаго­гические работники определенного личностного склада – склонные к стабильности и к поддержа­нию заведенного распорядка.

Рейтинг@Mail.ru