ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Классно-урочная система: настройка на индивидуальность
Оказывается, и в условиях массового образования можно выстраивать личностные траектории учеников
Сегодня много говорится об индивидуализации образования,
однако на практике это часто сводится к предоставлению ученику права
выбора еще одной, дополнительно изучаемой дисциплины, но не выбора
метода преподавания, содержания и темпа его изучения. Какими
же могут быть модели организации развития индивидуальности ребенка в
ситуации массового образования, которые были бы актуальны для работы не
только предметников, но и классных руководителей? Как реализовать эти
модели в многочисленном классе?
Что нужно знать учителю
Говоря о реализации индивидуальных траекторий образования,
учителям необходимо осознать, что в основе сохранения и взращивания
индивидуальности ребенка лежит не обучение вне класса (домашнее,
дистанционное обучение), а полноценно проживаемая им школьная жизнь.
Жизнь, позволяющая обучаться вместе со всеми, но учиться –
индивидуально, то есть выбирать задания в соответствии с
индивидуальными образовательными запросами, предпочтениями, выполнять
их индивидуально приемлемыми способами, выбирая темп, ритм, формы и
способы презентации результатов учения.
Это становится возможным, если рядом находится вопрошающе-проектирующий
педагог, который с помощью ненавязчивых, «точечно» попадающих на
актуальную для ребенка задачу или бытийную ситуацию вопросов, помогает
ему самому понять направление собственного развития на каждом из
«массовых» уроков или классных часов. Зачем этот урок нужен именно ему?
На какие новые вопросы выведут его ответы, полученные за эти сорок пять
минут наблюдения за другими людьми – одноклассниками,
педагогом?
Модели частичного
редуцирования классно-урочной системы
Работа в
сменных микрогруппах. Дети объединяются в группы в
зависимости от типа мышления, склонностей и способностей. Они имеют
право выбора индивидуальных заданий, предложенных педагогом. В процессе
выполнения опираются на личный опыт, представления и индивидуальные
особенности восприятия и действий. Одна из задач, которую ставит перед
собой и ребятами педагог, – определение оптимальных способов
учебной деятельности.
Введение микрогрупповых
программ. Ребята работают в микрогруппах, реализуя
микрогрупповые образовательные траектории с помощью контролирующих
консультантов. Важно, что контролируется не только объем знаний,
навыков, но и мотивы учения.
Взаимодействие
школьников на основе свободного партнерства.
Классно-урочная система остается. Но непосредственно на занятиях дети
получают разнообразные индивидуальные задания большей частью
репродуктивного характера (чтение, выделение главного, пересказ),
выполняют их и затем, получив результаты, рассказывают о них другим
ученикам, делятся вновь приобретенными знаниями, обмениваются
впечатлениями, проводят рефлексию. Основная форма работы – общение в
парах.
Модели модернизации классно-урочной
системы
Общение на
занятиях и классных часах ребят из разных классов. Классно-урочная
система остается. Меняются формы учебной работы, акцент делается на
множественных вариантах выбора, создается благоприятная обстановка
общения учеников из разных классов. Педагоги обращают внимание на
организацию уклада школы, на рекомендации психологов относительно
способов и приемов коммуникации и даже расстановки мебели. Так
обеспечивается разнообразие образовательных пространств как основного
условия развития индивидуальности.
Ученические
индивидуальные образовательные программы. Классно-урочная
система остается, но индивидуализация принимает образовательные формы.
Широко практикуются индивидуальные исследовательские и творческие
проекты. Усилия педагогов концентрируются на совместной с ребенком
разработке и реализации на индивидуальной траектории его образования.
Индивидуальные и
групповые стратегии. Только некоторым ученикам
обеспечивается возможность заниматься по отдельным дисциплинам и по
индивидуальному плану, который разрабатывает для них педагог. Ученики,
объединенные общим интересом (к одному предмету или межпредметной
области знаний), получают возможность совместно изучать определенные
темы в наиболее благоприятном для них темпе, используя потенциал
основного и дополнительного образования в пределах образовательной
организации.
Сократовский диалог
Это лишь основные модели, в их основе – ситуация встреч разных
людей, которые в фокусе своего внимания держат или индивидуальный
интерес, или микрогрупповой, общий либо сходный.
Однако для того, чтобы человек смог осознать и отстоять свою
индивидуальность, создавать только ситуации общения и встречи
недостаточно. Надо дополнительно показать ему способы, с помощью
которых он может совершить необходимые действия, причем в индивидуально
приемлемых темпе и форме.
Показательно в этом отношении рефлексивно-ориентированное общение,
основанное на практике тьюторства как особой культуры взаимодействия
взрослого и растущего человека, взаимодействия как явного, так и (порой
даже в большей степени) неявного для посторонних.
Тьюторство дает возможность превентивного педагогического обеспечения
развития индивидуальности в ситуации массового образования. В данном
случае мы не можем воспользоваться методами и приемами тьюторской
деятельности, но говорим именно о культуре общения тьютора и
тьюторанта. Их взаимодействие необходимо для проектирования
индивидуальной траектории образования ребенка и заключается в
постоянной ответной вопрошающей реакции взрослого человека, за счет
чего ребенок сам приходит к осознанию справедливости или ошибочности
сделанных им выводов (так называемый сократовский диалог).
Индивидуальная траектория образования ребенка – реальное
средство, с помощью которого можно педагогически обеспечить решение
рассматриваемой дилеммы. Если школа пока не решается использовать ее
педагогический потенциал в полной мере, то как минимум можно
попробовать реализовать ее фрагменты, разделив на индивидуальные
траектории обучения, траектории воспитания и траектории развития
растущего человека. Тогда вполне понятными и обоснованными в процессе
развития индивидуальности ребенка станут и проектные методы
образования, и работа детей над рефлексивными дневниками («Задание
застенчивому Ангелу», «ПС» №16 за 2013 год), и построение графика
индивидуальной успешности ребенка, наглядно демонстрирующего «прирост»
качества его достижений во времени (как минимум можно сравнить сумму
баллов за последние десять полученных отметок с аналогичным количеством
предыдущих).
Кроме того, при всем негативном отношении взрослых к тому, что ребенок
много времени проводит в виртуальном общении с одноклассниками, у этого
явления есть и плюсы в контексте становления индивидуальности. Оно,
во-первых, позволяет создать ситуацию «двора», удовлетворить
потребность в массовом и микрогрупповом общении, в виртуальном общении
происходят культурные пробы форм поведения и ответных реакций. Важно,
что отсроченность ответной реакции позволяет ребенку обдумать и
сформулировать наилучшим образом фразы, отражающие суть его образа
мысли.
Есть еще довольно много способов и приемов, соответствующих
потребностям современного ребенка, который хочет самостоятельно
определять цели, ставить конкретные и жизненно необходимые ему задачи,
находить способы их решения, быть ответственным за собственный выбор (и
за собственную ошибку), анализировать события своей жизни и добиваться
нужного результата.
Однако надо понимать, что становление и утверждение идей
индивидуального образования в каждой отдельной школе – это своеобразное
постепенное, пошаговое изменение отношений внутри детско-взрослого
сообщества на всех уровнях, учитывающее конкретные условия уклада
школьной жизни и формирующее новые традиции.
Если вы решили попробовать. то...
…придется привыкнуть к тому, что самостоятельно полученные ребенком
ответы, сделанные выводы могут отличаться от запланированных вами.
Тотальный контроль за процессом познания невозможен, если мы признаем
за учеником право на индивидуальный путь.
…в случае когда самостоятельно выведенное правило отличается от
объективно существующего, не стоит безапелляционно зачеркивать ошибку и
предъявлять правильный вариант. Выразить свое уважение к праву ребенка
на уникальный путь обучения можно только одним способом: обращаться к
нему не сверху вниз, а как к партнеру. То есть выслушать его доводы,
представить свои аргументы и дать возможность дойти до понимания
грамматического правила или физического закона самостоятельно.
…следует помнить, что познание начинается с удивления. Поэтому очень
важно сохранить в пространстве урока, в общении с классом место для
детских вопросов. Ребята должны быть уверены, что волнующий их вопрос
будет услышан педагогом и не останется без внимания. Можно
предусмотреть разные копилки и разные формы работы. Одни вопросы могут
стать темами для обсуждения на классном часе, другие потребуют
исключительно приватного общения, третьи обогатят изучение учебных
предметов или станут основой для будущих проектов.
…как можно чаще нужно использовать форму учебных проектов, ведь она
предполагает, что ребенок, самостоятельно задавшись вопросом, ищет на
него ответ с дозированной помощью взрослого. Нужно только помнить, что
если тема задана взрослым, если путь нахождения ответа задан взрослым,
если оценивает результат взрослый, это не проект. Лабораторная работа,
реферат, конспектирование, но не проект. Это очень полезные формы
работы, но к индивидуальному способу познания они имеют очень
опосредованное отношение.
…очень важны критерии и стратегии оценивания. Его форма может
как поддерживать индивидуализацию, так и поставить на ней крест, даже
если ребенок проделал довольно большую самостоятельную работу. Особенно
если он проделал большую работу. А взрослый оценил ее по своим
критериям, не согласованным с учеником. Если же обсуждать с самого
начала, что сам ученик будет считать хорошим результатом, это может
стать решающим шагом для осмысления всей предстоящей деятельности.
Согласование целей и предполагаемых результатов трудно переоценить и в
работе группы. Это обязательный этап ее создания.