КРУГ ВОПРОСОВ
«Черные списки»... Теперь и для детей?
Похоже, в образование приходит принцип «подозреваются все»
НА пресс-конференции в Национальной службе новостей обсудили
новую инициативу: обязать московские школы составлять и передавать в
прокуратуру «черные списки» учащихся, которые вызывают подозрение.
Директора, в чьих школах произойдет инцидент по вине ученика, не
внесенного в реестр, понесут личную ответственность. Перед журналистами
выступили депутат Государственной думы от «Единой России» Владимир
Бурматов, заместитель директора ГОУ Центра образования № 1804 Андрей
Курбатов.
В отношении инициативы эксперты высказались единодушно: идея
непроработанная, недальновидная, как минимум сомнительная с точки
зрения эффективности.
– По сути, директорам школ предложено заранее переписать всех
потенциальных нарушителей общественного порядка, – поясняет
Владимир Бурматов.
Заявлено, что инициатива не дублирует функции детской комнаты милиции,
там занимаются теми, кто уже что-то совершил, а перед директорами иная
задача – помочь осуществить профилактику, работать с теми, кто
еще не выявлен.
Но возникает вопрос: как определить потенциального нарушителя? По каким
критериям, на каком основании, какова процедура, чье решение является
окончательным? Этого не знают даже авторы инициативы. Граница попадания
в списки устанавливается произвольно. «Группа риска» – понятие
нечеткое, юридически не определенное, а значит – прямая дорога
к вкусовщине. А госорганы, которым предлагается участвовать в процессе,
не обладают надлежащим инструментом. Прокуратура – надзорное
ведомство, а не орган воспитания; каким образом ее сотрудники смогут
предотвратить возможные инциденты? Да и сама идея профилактических
«черных списков» детей представляется абсурдной.
Да есть ли вообще распоряжения, письма директорам школ? Владимир
Бурматов уверяет, что инициатива вполне реальна, хотя ни одного
документа не обнародовано. Но известно, что в ЗАО Москвы уже запущен
пилотный проект, решение о его реализации подписано прокуратурой и
Минобром.
С самого начала всем было ясно: в основе инициативы история Сергея
Гордеева, стрельба в школе. Повторения никак нельзя допустить. А что
делать? Обязать подозревать! Но ведь списки потенциально опасных
учеников профилактикой не назовешь, значит, чиновников волнует не то,
как предотвратить трагедию, а то, кто в случае чего будет отвечать.
Цель, которую преследует инициатива, – простым и удобным
способом разграничить сферы ответственности: если беда случается с
ребенком, занесенным в реестр, – отвечает прокуратура; если
ученик не был ранее взят на карандаш, отвечает директор.
По мнению Владимира Бурматова, для директора самый остроумный
выход – внести в «черные списки» всех своих учеников. На
всякий случай. Подозреваются все, никому нельзя доверять, а случиться
может всякое. Так мы обесценим сам факт попадания в список и спасем
детей от негативного клеймения.
Депутат уверен, что директора школ воспротивятся участию в этой
инициативе.
Правда, нашлись и скептики: кто им позволит противиться?
А.Курбатов отнесся к инициативе как к еще одному инструменту
манипуляций.
– Представьте, школьник сделал что-то не то, и родителям предлагают
выбор: либо вы выполняете наши требования, либо мы вносим его в списки.
Курбатов также отметил, что не вполне законным представляется делать
школу хранилищем конфиденциальной информации об учащихся.
К тому же возможны судебные иски от родителей, возмущенных тем, что их
детей внесли по чьей-то прихоти в группу риска. И они выиграют дело!
…Что за этими словами? Мы детей не знаем, не видим, боимся. Любой
подросток – источник опасности, дополнительный раздражитель.
Одно желание – обезопасить себя, переложить ответственность.
Только представить – вот кондуиты введены в школы, и в них как
минимум половина детей, чем-то кому-то не угодивших.
Однако идея слежки активно пробивает себе дорогу. Министерство
образования подготовило проект постановления правительства, согласно
которому администрации школ и вузов будут обязаны отслеживать
активность учеников, студентов, учителей и преподавателей в социальных
сетях и на оппозиционных сайтах. То есть администрациям образовательных
учреждений даются полномочия, присущие ФСБ и Центру «Э». По факту этот
«мониторинг» станет мощным механизмом запугивания и обезличивания
людей – образующихся и дающих образование.
На сайте http://www.change.org/
идет сбор подписей против министерского законопроекта.