Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ


Чканикова Александра

На почетном 113-м...

Международные эксперты оценили уровень образовательного администрирования в России

По материалам международного исследования конкурентоспособности стран мы почти в верхней трети списка, 50-е. И 113-е по качеству управления образованием.
Согласно докладу Всемирного Экономического Форума за 2014 год Россия по сумме всех показателей поднялась с 54-го на 50-е место по общему уровню конкурентоспособности.
Всего в исследовании принимали участие 148 стран, так что в будущем есть вероятность попадания в первую треть.
Отдельного внимания заслуживают показатели, касающиеся уровня образования, – почти все они были получены методом экспертного опроса россиян. Мы сохраняем очень высокий средний балл приема в вузы – 75,5. По этому параметру Россия оказывается на шестнадцатом месте и делит двадцатку с Кореей, США, Финляндией, Испанией, Грецией.
Оценивали уровень управления школами. По этому показателю мы на 113-м месте. Несмотря на то, что эксперты оценили менеджмент школ на 3,3 балла (из 7), сегодня даже серединка означает пребывание в хвосте мирового рейтинга.
Качество системы среднего образования проверяли заковыристым вопросом: насколько школы готовы функционировать в условиях конкуренции? Мы оказались на 85-м месте: золотая середина и по рейтингу, и по баллу: 3,5 (из 7). Иными словами, конкурировать между собой наши школы не вполне умеют, но уверенно этому учатся.
Важным показателем считают качество преподавания математики и естественных наук – по этому показателю мы заняли 56-е место, с баллом выше четырех (из семи).
Интересно, что уровень доступа к интернету в российских школах эксперты оценили достаточно высоко: 54-е место в общем рейтинге. Правда, факт наличия Сети не отражает реальных практик учащихся: исследование оставило за кадром возможности ребенка пользоваться интернетом на уроке, вероятность того, что учитель попросит учащихся заглянуть в поисковую систему, а также блокировки сайтов, доступность пароля для учеников и так далее. В общем, этот показатель кажется наименее полезным в описании реальной ситуации.
Общий показатель качества среднего образования поставил Россию на 86-е место. Много это или мало – дело вкуса: срединное положение в мировом докладе кому-то покажется возмутительным, кому-то – утешительным, все зависит от уровня амбиций. 
Но очевидно: показатели по образованию не могут повиснуть в воздухе. Обратим внимание на общие сведения о России. По степени эффективности парламента как законотворческого органа Россия оказывается на 95-м месте, по возможностям начать свой бизнес – на 79-м, по доступности новейших информационных технологий – на 124-м. По уровню независимости судебной системы – на 119-м. По защите интеллектуальной собственности – на 113-м.
За счет чего, спрашивается, мы оказались на 50-м месте по конкурентоспособности? Ответ: спасибо следует сказать высокому уровню грамотности среди взрослых – 99,6%, это 10-е место в мире. То есть нашим школьным учителям.
Мы 37-е по уровню представленности госорганов в интернете. Мы на 4-м месте по количеству граждан, пользующихся мобильной связью. На 62-м – по числу пользователей интернета, на 52-м – по количеству семей, в которых есть компьютер.
И в заключение: ответ на вопрос, кто в общем рейтинге является лидером, никого не удивит. Северная Европа, Сингапур и Нидерланды.
Представлены материалы сайта www.edutainme.ru/news/.

Рейтинг@Mail.ru