ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Когда из обратной связи вырастает связь сердечная…
Размышления над ученическими заметками на отвлеченные темы
Стремления узнавать мнение детей у нас традиционно мало. В
социологии нет практики изучения детей – начать хотя бы с того, что
опрашивать несовершеннолетнего можно только с письменного согласия
взрослых. Психологи, общаясь с детьми, преследуют конкретную цель:
выявить и откорректировать нарушение, то есть личное мнение ребенка
тоже не является самоцелью. Другое дело – педагоги. Дети доверены им
всецело, спрашивай – не хочу. И они, конечно, спрашивают… но, увы,
не для диалога. Тем не менее практика установления контакта с ребенком
через ответы на отвлеченные вопросы существует, и она достойна описания.
Простая наука – услышать
друг друга
Когда учитель озабочен не только тем, как выразить себя, но и
тем, как дать ребенку возможность выразиться, он периодически
практикует 7–10-минутные опросы и анкеты на самые разные темы.
Ближайшие планы на будущее, причины семейных споров, надо ли нам
догонять Америку, весна и я, девушка (юноша) моей мечты и так далее.
Названия взяты не с потолка – это опыт работы учителя из Балашихи Юлии
Зайцевой, которую внимательный читатель знает по публикациям в «ПС».
Итак, дети пишут, учитель читает ответы, как письма, и мысленно дает
живую и теплую рефлексию каждому посланию. Что происходит? Одним
необязательным и не очень затратным действием мы выражаем свое участие,
интерес к мыслям ученика, обучаем интроспекции, побуждаем задуматься о
смыслах, быть может, подталкиваем к самостоятельному решению каких-то
личных, неведомых нам задач.
Ничего общего с социологическими опросами. Наука требует соблюдения
ряда формальных правил, социолог стремится узнать, как отвечают люди на
поставленный вопрос, они действуют в рамках узкого коридора мнений:
если есть возможность предугадать наиболее популярные ответы, вас
попросят выбрать готовый вариант. В социологическом опросе все заточено
под научную гипотезу: задаются только те вопросы, которые беспокоят
исследователя, отступления от темы не привлекают внимания. Потом
социолог долго и нудно считает.
Тут совершенно другая цель. Педагогу важнее инициировать ситуацию, в
которой ребенок бы, с одной стороны, задумался о чем-то важном, с
другой – осознал, что его мнение значимо и важно. Он дает человеку
выговориться, подумать, в свободной форме выразить себя, а не кивнуть
согласно вслед какой-либо идее. Ему одинаково интересны сочинения «по
теме» и «не по теме», потому что все они дают информацию об авторах.
Да, он искренне хочет лучше узнать детей и совершенно не обязан
проводить с полученными данными какие-либо формальные манипуляции вроде
обсчета и анализа.
Последействие
Казалось бы, написали-прочитали-продвинулись в понимании –
забыли. Ведь никого, кроме участников, эта практика не касается. Но это
не про Юлию Зайцеву, она еще и собиратель свидетельств своей жизни с
детьми – опросы она распечатывает. В таком виде они могут «работать» на
другие цели: аккуратно, чтобы не разрушить доверия, обсудить результаты
в классе, еще более тонко представить высказывания детей на
родительском собрании, сделать обзор мнений в школьной стенгазете,
наконец, в День встречи с выпускниками подарить выросшим молодым людям
срез мнений их класса 10 лет спустя.
Вот, например, открытая анкета для девятиклассников «Что такое
идеальная семья, что является причиной семейных конфликтов и как лучше
всего решать конфликтные ситуации в семье».
Идеальная семья. В определении хорошей семьи ребята выразили
единодушие: это семья с теплыми, дружескими отношениями, где все
доверяют друг другу, понимают, уважают, а главное – любят. Где мало
ругаются, где всегда готовы протянуть руку помощи, где нет измен и
никто ничего не скрывает. Прочитав ответы девятиклассников, можно легко
составить облако понятий, при помощи которых дети рисуют образ
идеальной семьи: любовь, дружба, гостеприимство, помощь, радость,
теплота, забота, доверие, правда. Среди определений вдруг, как теплый
ветер, проскальзывают реплики: «это у меня такая хорошая семья»,
«лучшая – моя семья», «это самое дорогое, что может быть».
Причины семейного конфликта. О них девятиклассники знают очень много,
больше, чем хотелось бы. Бытовые: пьянство и алкоголизм, измена,
материальные проблемы, рукоприкладство. Встречаются следы случайно
подслушанных разговоров: «когда теща или свекровь чересчур лезут в
семью», зависание отца в интернете, трата денег на бесполезные для
семьи вещи. В пятнадцать лет дети отлично знают, что конфликт может
разгореться из-за разбитой чашки или потому, что люди отчего-то
запрещают друг другу вещи, которые, в сущности, не мешают. Подросткам
хватило опыта, чтобы поразмыслить над нашими ошибками. Причиной
конфликта многие дети считают недоверие, неискренность, непонимание,
ревность супругов или старших детей к младшим, нервозность папы или
мамы. А некоторые дети – внимание! – видят себя причиной семейного
конфликта: «моя плохая успеваемость в школе, моя безответственность, я
плохо себя веду, не убираюсь дома, курю, у меня другие взгляды на мир».
Пути выхода из конфликта. Подростки конструктивны: «извиниться,
исправить поведение», «хороший разговор», «убеждать словами»,
«поговорить», «объяснить, что не нравится», «обсудить проблему всей
семьей». Многие готовы провести внутреннюю работу над собой, согласны
даже на ослабление позиции: «найти компромисс», «сдерживать свои
эмоции, не усложнять ситуацию», «идти на уступки». Предлагается также
«постараться представить себя на месте того, с кем случился конфликт» –
отличный метод! Дети пополнили анкеты горячими пожеланиями родителям:
«будьте внимательны, чаще отдыхайте, не навязывайте друг другу свое
мнение, уделяйте внимание детям».
Понятно, что зачитанные на родительском собрании в таком вот виде
результаты исследования были для родителей откровением. Многие не
верили, что их «лодыри» и «хулиганы» так много понимают и так остро
ощущают себя частью бытового семейного конфликта.
Открытие души
Диалог с учеником на отвлеченные темы – отличный шаг на пути к
сближению. А если рискнуть и перейти к личным, внутренним переживаниям?
Выяснилось, что подростки охотно делятся и своими планами на будущее, и
наблюдениями за тем, как живет молодежь. Исследование «Хочу иметь, хочу
уметь» побудило восьмиклассников открыть свои желания.
Часто встречается «хочу уметь правильно жить»: «хочу, чтобы в будущем
людям жилось легче, хочу научиться быть взрослым. Логически мыслить.
Выучить пятьдесят языков. Рисовать, выражать себя через лист бумаги и
краски. Понимать людей по глазам. Летать и хоть иногда становиться
невидимым».
А хотят восьмиклассники: дом на Гавайях, гигантскую машину, свою
футбольную команду, миллионы долларов, сто друзей. А кто-то –
«мотоцикл, ну и хотя бы свою комнату». И вдруг на фоне этой
раздувающейся потребительской корзины – драгоценные простые вещи: «Хочу
иметь собаку. Лучшую подругу. Верных друзей. Маленького братика. Найти
такого человека, с которым можно было бы поговорить и чтобы этот
человек был всегда рядом. И айфон хочу, и летать; водительские права –
и немного нежности». Как после этих откровений не захотеть хотя бы
мысленно обнять их всех, таких смешных, наивных, искренних, разумных,
таких разных и одинаковых? Можно ли потом хотя бы в шутку назвать хоть
одного из них никудышным, бесперспективным?
Оценки рисков
Во-первых, сам опрос – одна из практик налаживания контакта с
учениками. Каналы обратной связи весьма разнообразны. Этот не всем
подходит, так как не всем дети доверяют, к тому же надо не бояться
сумбурной, сбивчивой речи, идущей от самого сердца. Во-вторых, тесный
контакт с учеником таит риск узнать много тайн о семье, переживаниях,
страхах и тайных желаниях. Откровения могут шокировать, но так как
инициатором диалога является именно педагог, на нем вся
ответственность. Требуется максимум терпения и такта, чтобы придать не
слишком много и не слишком мало значения словам, не выдать тайну, но и
не пустить беду на самотек.
Что главное? Не опросы делают учителя учителем. Учитель дает опросы,
чтобы держать обратную связь. А вот что она дает? Из анкет Юлии
Зайцевой:
«Всегда приятно слышать от друзей, что у тебя прикольные, современные
родители. А к понимающим учителям дети тянутся, они учатся усерднее на
их уроках, потому что появляется огромное желание».