СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Юные натуралисты, дерзайте!
Конкурс исследователей окружающей среды приглашает к участию детские клубы, занимающиеся проблемами экологии
Для школьников, увлеченных экологическими проектами,
естественно-научными исследованиями, конкурс часто становится
дополнительным стимулом в работе. Например, такой как Всероссийский
конкурс юных исследователей окукружающей среды. Его финал и награждение
победителей состоялись в первую неделю апреля. Тем педагогам, которые
пока только ищут пути развития своей экологической работы, перспектива
участия в этом конкурсе, возможно, покажется интересной.
Конкурс проходит в несколько этапов – от регионального до федерального.
Жюри очень представительное, в него входят специалисты из Института
проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, Российского
государственного аграрного университета – МСХА имени К.А.Тимирязева,
МГПИ, Московского государственного университета леса, Российского
университета дружбы народов. То есть к ребячьим работам подходят как к
вполне серьезным исследованиям. И для авторов-финалистов это может
стать весомым аргументом при выборе будущей профессии.
По словам Клавдии Сенчиловой, первого заместителя директора
Федерального детского эколого-биологического центра, на базе которого
проходил конкурс, жюри отмечало, что школьники не боятся браться за
изучение довольно сложных тем, очень грамотно формулируют цели и задачи
работы, используют сложные методики исследования, собирают
значительный фактический материал, качественно его обрабатывают.
Всерьез подумать о своем участии в конкурсе могут те детские клубы и
объединения, которые проводят мониторинг экологического состояния
водной и воздушной среды, занимаются ландшафтной экологией. Материалом
для всех исследований становится региональный материал. Зачастую на
конкурсе получают высокую оценку работы, в которых представлен анализ
данных за несколько лет работы юных натуралистов. По мнению
организаторов конкурса, главным его педагогическим эффектом можно
считать пробуждение у подростков живого интереса к проблемам экологии,
к исследовательской деятельности. Их воодушевление подкрепляется еще и
тем, что работа имеет практическую пользу и результаты всерьез
востребованы взрослыми – организациями, занимающимися экологическими
проблемами. Как, например, работа Александры Елсаковой из Республики
Коми «Исследование миграционной активности северного оленя при помощи
телеметрических методов». Иногда информацию о детских исследованиях
размещают в СМИ, иногда к ребятам напрямую обращаются региональные
экологические службы, заключают договоры о работе. Дети ценят
востребованность своей деятельности.
Для взрослых, которые становятся научными руководителями проектов, эта
работа тоже становится поводом для повышения мастерства. Например,
учителям биологии, химии, географии приходится осваивать методику
введения ученика в исследовательскую культуру. О ней можно подробнее
узнать на сайте http://www.ecobiocentre.ru/. Там же размещена
информация о нескольких конкурсах для школьников разных возрастов.