Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Ищеева Татьяна

Плоды просвещения – на школьной грядке

Как встроить экологический кружок в образовательную среду школы

Снаступлением настоящего тепла учебная жизнь выплескивается за пределы школы: прогулки, экскурсии, экологические акции. Даже скромная грядка на пришкольном участке становится мощным образовательным ресурсом в руках увлеченного учителя.  Именно такой учитель рассказывает сегодня о том, как сделать пошедшие в рост под майским солнцем побеги предметом интереса для юных исследователей.

Что растет на школьном огороде?

Лекарственные травы, ягоды и цветы, горох и морковь. Но это не главное, значительно важнее то, что «прирастает» к ребенку, пока он все это выращивает. Привлекая детей к опытно-исследовательской деятельности, важно заметить интерес ребенка и поддерживать его, создавать ситуацию успеха. Причем успех приносит радость, если он заслуженный, весомый. И конечно, экологическая и опытная работа должна быть результатом выбора самого ребенка.
Ребята у нас начинают заниматься опытно-исследовательской работой с начальной школы. Малыши сначала просто учатся выращивать простые культуры – горох, например. Для маленьких такая работа очень привлекательна. Они действуют как взрослые, заняты серьезным делом, и результат очевиден: растение меняется с каждым днем, вытягиваются побеги, появляются листья, цветы, плоды. Настоящее чудо.
С пятого класса дети начинают заниматься опытничеством. Мы выясняем, какая культура в каких условиях лучше растет, проверяем, справедливы ли сведения, изложенные в учебнике. Ребята потихоньку осваивают методику наблюдения, измерения, ведения записей. К этим полученным самостоятельно знаниям отношение совсем особое. Иногда ребенок с гордостью произносит: «Теперь мы с мамой так же делаем!» Еще мы любим собирать и распространять «бабушкины» приемы. Например, как определить, что земля проснулась после зимы и готова к обработке? Если сжать в кулаке комок, а потом раскрыть ладонь и земля рассыплется, то пора браться за лопату.
Работа с растениями на опытном участке дает детям возможность преодоления, терпения: не всегда приятно выходить в сапогах, убирать за собой инструменты. Особенно тонкий момент наступает, когда работа выполнена недостаточно качественно и нужно переделывать. В этом случае обязательно надо объяснить ребенку, почему необходимо, например, как следует убрать сорняки: иначе вся уже сделанная работа будет напрасной.
Младшие и средние подростки – самые активные и заинтересованные исследователи. К старшим классам у некоторых интерес ослабевает, и остаются самые увлеченные. Они ведут уже более серьезную работу. Иногда переносят исследования в свой домашний огород, и тут требуется поддержка или хотя бы согласие родителей. Так произошло, когда девочка хотела испытать один агротехнический прием. Она прочитала, что если обработать ботву свеклы удобрением, листья будут уничтожены, но урожаю это пойдет на пользу. Предложила маме провести эксперимент. Той было жалко портить свеклу, но в конце концов разрешение было получено. Мы все с волнением ждали результата, и он оказался превосходным.
Разумеется, растения не прерывают свой рост на каникулах, поэтому мы с ребятами довольно регулярно встречаемся и летом на пришкольном участке. Для измерений, наблюдений иногда дети приходят за советом или консультацией. Некоторые ребята настолько увлекаются исследовательской работой, что отваживаются на смелые эксперименты. Кто-то выращивает арбузы, кто-то кукурузу – и это в Карелии. И получается. Даже в условиях северного лета эти культуры вызревают, а на следующий год юные исследователи со знанием дела работают уже с собственным посадочным материалом – семенами, которые выращены и собраны своими руками.
Иногда тема исследования рождается из простого, даже немножко смешного вопроса: откуда берется гречневая каша? Ученик в качестве ответа на свой вопрос вырастил гречиху. Другой мальчик вырастил перец, заинтересовавшись тем, как выглядит это растение. А заодно выяснил, где оно лучше растет: в открытом грунте или в теплице.

Гусиный урок

Результатом большой работы нашей разновозрастной группы стала экологическая тропа на ладожском берегу. Во время экологического лагеря мы проложили маршрут, наметили около десяти остановок, определили, какие природные объекты будем показывать, составили текст экскурсии. Теперь авторы с большим удовольствием водят по тропе гостей или малышей. Им очень нравится слушать рассказ о разных породах деревьев, о ягодниках, считать муравейники, разглядывать муравьиные тропы. Гостей Карелии особенно впечатляют следы деятельности ледника. Экскурсоводы обычно договариваются о том, как разделить между собой маршрут. Иногда добывают новые сведения об объектах и разнообразят рассказ увлекательными деталями, игровыми элементами. Эта работа стала замечательным примером интеграции биологии, географии, краеведения, этнографии и, конечно, экологии.
Почувствовав интерес к такого рода деятельности, ребята охотно включаются в экологические акции. Традиционной стала акция по уборке мусора «Чистим мир». Но особенно любим в наших краях экологический фестиваль «Олония – гусиная столица».
Около десяти лет назад шведские ученые обратили внимание на то, что неподалеку от нашего поселка останавливаются гуси, летящие после зимовки с юга. На олонецких полях птицы отдыхают, отъедаются перед последним участком пути. Силами международных природоохранных организаций поля расчистили от кустарника и организовали сезонный заказник. Мы, конечно, не могли не воспользоваться таким случаем и приняли участие в международном экологическом проекте.
Мы проводим «гусиный урок», конкурс рисунков, но лидером по популярности остаются гусиные бега. Хозяева выставляют своих питомцев на беговую дорожку и азартно следят за состязаниями. Бабушка одной из наших учениц специально выращивает гусей для этого праздника. А ее внучка Настя, конечно, помогает ухаживать за птицами, а заодно проводит измерение гусиных яиц, наблюдает за тем, как вылупляются птенцы. И приходя на праздник вместе с бабушкой и дедушкой, болеет за гуся, выращенного своими руками.
Мы с юными экологами готовим для всех участников праздника игру по станциям. Ребята заранее готовят поделки для ярмарки. Для многих самая интересная часть праздника – наблюдение за дикими гусями в заказнике со специально выстроенной вышки.
Так мы вокруг сезонного природного явления постепенно выстраивали образовательные события, находили основание для взаимодействия с семьями учеников. И теперь можно сказать, что они наши партнеры. Мы вместе с родителями заложили около школы дендрарий. Начали с елей и лиственниц, в следующем году планируем высадить липы.
Потому, наверное, так доброжелательно относятся к нашему участку односельчане. Им нравится любоваться с весны до осени растениями, которые вырастили их дети и внуки. А ребята чувствуют значимость своего труда, когда мы делимся овощами с нуждающимися семьями или раздаем высушенные и красиво упакованные лекарственные травы и душистые сборы.

Рейтинг@Mail.ru