Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Печатникова Людмила

Профессиональная коммуникация педагога: понять свою роль

Опросник, который позволяет разобраться: как мы реагируем на коллег, родителей и учеников – и как они реагируют на нас

Продолжая разговор о способах самопознания учителя, предлагаем еще один опросник французского психолога и педагога Жака Нимье (предыдущий см. «ПС» № 6). Умеем ли мы слушать? И не только детей. Но – коллег, родителей учеников. Как реагируем на вопросы, жалобы собеседников, таких же взрослых людей? Как действует на окружающих наша спонтанная реакция? Ведь так важно поддерживать тех, с кем приходится взаимодействовать.

Правила игры

Это не тест. Никаких баллов и рейтингов. Девять ситуаций, 9 собеседников появляются перед вами. У каждого своя проблема. Какая реплика из предложенных (только одна из шести!) покажется вам наиболее уместной в той или иной ситуации?  

Первый разговор: расстроенная учительница

«Новенький в шестом классе, пришел к нам из «сильной» гимназии, с неплохими оценками. Но ведет себя почти враждебно, все задания принимает «в штыки». Ничего не хочет делать. Я замучилась с ним. Что посоветуешь?»

1. «Тебя, видимо, беспокоит изменение отношения к учебе?»
2. «Думаешь, это следствие перехода в новую школу, к учительнице более мягкой, чем гимназические преподаватели?»
3. «У него остались друзья в гимназии? А что у него за родители? Надо бы поговорить подробнее».
4. «Ты необъективна к мальчику».
5. «У всех есть трудные ученики. Со временем ситуация наладится».
6. «Не обращай внимания. Он сам начнет делать шаги навстречу».

Второй разговор: молодой учитель

Говорит решительно и холодно: «Пришел к выводу, что школа – не для меня. Буду искать другую работу. Сначала думал: привыкну, приспособлюсь – не получается. Нужно что-то другое найти. Опять придется все начинать сначала…»

1. «Жалко вычеркивать годы учебы, стаж, стабильное положение?»
2. «Может, удастся найти что-то близкое, пусть не к педагогике, хотя бы к предмету (математике, биологии)?»
3. «Не прижился в коллективе?»
4. «Ты понял, что дело не в отсутствии опыта. И принял решение».
5. «Ты уже что-то знаешь про новую работу? Какие там будут условия?»
6. «Здорово, что ты уверен в своем решении, в своих силах».

Третий разговор: еще один молодой учитель

В голосе напряжение: «Я требую хотя бы временно отстранить от занятий Петю из 10-го. Он просто не дает вести уроки. Любым способом срывает их. Так не может продолжаться».

1. «Я тебя понимаю: невозможно спокойно относиться к тому, что тебе мешают нормально работать».
2. «Вспомни, в самом начале, когда конфликт еще не приобрел такую остроту, как ты реагировал(а) на Петины выходки?»
3. «В нашей школе вообще с дисциплиной не очень. Может, стоит подыскать на будущий год место поспокойнее?»
4. «Нет ли у тебя конфликта с 10-м классом? Вдруг Петя просто ярче всех проявляет неприязнь, провоцирует конфликт, с одобрения других ребят?»
5. «Временное исключение Пети может вызвать напряжение в классе. И к тебе отношение сложится не самое доброжелательное».
6. «Тебе кажется, этот парень – единственная помеха в твоей работе?»

Четвертый разговор: очень уставшая мама

Она протягивает тетрадный листок: «Это мне сын дал утром. Я не знаю, что делать». Вы читаете: «Отец прав, я ничтожество. По математике, по русскому – одни двойки. Меня даже не спрашивают на уроке – все равно ничего ответить не могу. Я словно глохну, совсем не соображаю. Отправьте меня, как Мишку, в «школу дураков» (коррекционная школа). Ему там не очень нравится, но по крайней мере спокойно. Здесь все издеваются надо мной. Я больше не могу. P.S. Не показывай письмо отцу».

1. «Давайте сначала поговорим о том, что происходит в семье».
2. «Мальчик слабенький, но рано вести речь о коррекционной школе».
3. «Вам надо обратить внимание на ваши взаимоотношения с ребенком».
4. «Может, действительно стоит забрать ребенка из нашей школы?»
5. «Вы беспокоитесь о будущем сына, вы надеетесь, что все устроится, если вам кто-нибудь поможет понять, что происходит?»
6. «Вам надо договориться с мужем о едином подходе к воспитанию ребенка».

Пятый разговор: воспитательница продленки

Взволнованно: «Представляешь, новенький наш, Сережа, отказался есть суп в обед. Я говорю: надо, для здоровья. Он ни в какую. Я говорю, не доешь суп – вся группа останется без прогулки. Я обещала: пойдем в парк, если все будут вести себя хорошо. Смотрю, после обеда он исчез».

1. «Срочно беги к охраннику, ставь в известность администрацию, родителей. Нужно искать ребенка».
2. «С детьми не стоит так резко разговаривать, особенно если ты воспитатель».
3. «Ты все сделала правильно, просто мальчик новенький, к нему какой-то особый подход нужен».
4. «Не переживай. Всякое случается».
5. «Думаешь, ты его спровоцировала? Он из-за тебя сбежал?»
6. «А кто родители у этого ребенка? Что у него в семье творится?»

Шестой разговор: просто коллега

Задумчиво: «Шестиклашка у меня, сплошные двойки, неорганизованный, соображает слабо. Но удивительно добрый и искренний ребенок, один из самых симпатичных людей в классе. Хочется как-то помочь ему».

1. «Раз он тебе симпатичен, ты придумаешь, как ему помочь».
2. «Неужели нет проблем посерьезнее? С мальчиком ничего страшного не происходит».
3. «Представляю, что у мальчишки дома творится из-за его вечных двоек. Он наверняка считает себя неудачником, семейным несчастьем».
4. «А в прошлом году он как справлялся?»
5. «Не стоит наклеивать ярлык на ребенка».
6. «Ему бы лучше руками работать, вырезать, рисовать, клеить. В сторону какой-то профессии начинать смотреть».

Седьмой разговор: классный руководитель восьмого класса

«Девочка она, конечно, умная, учится лучше всех в классе. Но какая-то бессердечная, высокомерная. Презирает всех вокруг. Откровенно издевается над теми, кто одет похуже, соображает медленнее. Она чувствует, как я к ней отношусь. И ко мне относится соответственно».

1. «Вы на удивление объективны».
2. «У вас несовместимость».
3. «А не было ли какого-то повода к взаимной неприязни? Какого-то конфликта?»
4. «Ты не понимаешь, что происходит между тобой и ученицей. И возлагаешь вину за непонятную ситуацию на подростка. Может, дело в тебе?»
5. «Поговори с ней честно. Вдруг найдете общий язык? По крайней мере перестанете друг на друга злиться».
6. «Слушай, учится девочка отлично. Остальное не наша забота».

Восьмой разговор: классный руководитель шестого класса

«Когда брала в прошлом году этот класс, мне говорили, что Эдик – сущее наказание. Вспыльчивый, расхлябанный. Я ему потихонечку стала поручения давать. Он справлялся. На все откликался: куда-то поехать, пойти, что-то после уроков организовать – с удовольствием. С ребятами общался. В последнее время, замечаю, стал по мелочам подворовывать. И вообще какой-то отрешенный ходит, ничем не интересуется. Ни с кем не разговаривает, даже со мной».

1. «Ну что ты можешь сделать? Следить за ним повнимательнее, не поручать ничего такого, что могло бы спровоцировать новую кражу».
2. «Похоже, дело далеко зашло. Надо было раньше спохватиться. Сейчас, пожалуй, поздновато».
3. «Это точно не твоя вина».
4. «Парень явно попал под чье-то дурное влияние, более сильное, чем твое».
5. «А что у него дома творится? Может, перемена в поведении вызвана семейными проблемами?»
6. «Ты радовалась прогрессу в поведении Эдика. Поэтому нынешние перемены для тебя так болезненны. Тем более ты не знаешь, что делать».

Девятый разговор: мама первоклассницы

«Это не девочка, а сплошной кошмар, злыдня. Вытворяет бог знает что. На все наши наказания никакого внимания не обращает. Даже не плачет. И снова за свое. Мы с мужем в ужасе. Что из нее выйдет? Преступница!»

1. «Наверняка есть какая-то причина для такого поведения. Нужно разобраться, чего девочке не хватает».
2. «Вы советовались со специалистами? Может, обследовать ребенка?»
3. «Вы сказали, что чем больше вы ее наказываете, тем больше она сопротивляется?»
4. «Я вас понимаю. Неприятно заметить негативные наклонности в собственном ребенке, в частности стремление делать все назло».
5. «В этом возрасте дети часто ведут себя подобным образом. Поведение нормализуется через какое-то время. Не стоит драматизировать ситуацию».
6. «Уточните, что именно «вытворяет» ваша дочь».

Ключ

Можно выделить 6 типичных способов реакции на чужую проблему. Один и тот же способ в каких-то ситуациях чрезвычайно полезен, в каких-то – почти невыносим.

Начнем с судей (реплики в диалогах по порядку: 4, 1, 5, 3, 2, 5, 1, 2, 4). Они мгновенно оценивают ваши действия, исходя из собственных ценностей. Объявляют вас правым или виноватым. Иногда это придает уверенности, проясняет собственное понимание. Но порой злит, заставляет нервничать, мешает рассуждать.

Интерпретаторы (реплики в диалогах по порядку: 2, 3, 4, 6, 5, 3, 2, 4, 1) стараются найти объяснение услышанному, увидеть подтекст сказанного или сделанного. С ними легко рассуждать, анализировать. Но есть риск слишком далеко уйти от реальности. К тому же интерпретаторы способны перехватить инициативу. Собеседнику просто нечего добавить в стройную концепцию, родившуюся на его глазах.

«Поддержка и опора» (реплики в диалогах по порядку: 5, 6, 1, 2, 4, 2, 6, 3, 5). Эти люди действительно утешают вас в трудную минуту, с ними все кажется не таким уж страшным. Но в какой-то момент вы начинаете подозревать, что вас просто пожалели, не стали расстраивать, отнеслись как к беспомощному младенцу.

Любитель уточняющих вопросов (реплики в диалогах по порядку: 3, 5, 2, 1, 6, 4, 3, 5, 6) хочет знать подробности, разговаривая с ним, вы и сами многое вспомните. Кроме того, очевидно, что ему интересно вас слушать (раз спрашивает), важно разобраться в ситуации. Но порой его вопросы уводят вас совсем в другую сторону, вынуждают обсуждать другие проблемы.

Советчики (реплики в диалогах по порядку: 6, 2, 3, 4, 1, 6, 5, 1, 2) предлагают практическое решение проблемы. И это порой действительно помогает определиться в трудной ситуации. Важно только, чтобы это было ваше решение, а не чужое. И ситуация была та, которая вас волнует, а не та, которую ваш собеседник хотел бы изменить.

Слушатель-зеркало (реплики в диалогах по порядку: 1, 4, 6, 5, 3, 1, 4, 6, 3) хочет быть уверен, что точно понял ваше высказывание, он очень осторожен в проявлении эмоций. В его присутствии легко выговариваться, сам себе становишься интересен. Только иногда начинает казаться, что собеседник слишком уж равнодушен, до странности безынициативен.

Очевидно, что в девять выбранных вариантов непременно попадут разные способы реакции. Интересно, какой тип слушателя в вас преобладает? Какой – совершенно чужд?

Рейтинг@Mail.ru