ТЕМА ДНЯ
Педагогический марафон-2014 завершен! Подводим итоги
Аналитический обзор прошедшей конференции
С 24 марта по 18 апреля 2014 г. в Москве проходил
XIII Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. Более
восемнадцати тысяч российских педагогов, не считая трех сотен ведущих,
специалистов и лекторов из разных образовательных и научных центров
России, приняли участие в марафоне. О растущей популярности этой
крупнейшей в стране конференции можно говорить без преувеличения. Наши
ежедневные репортажи здесь: http://марафон.1сентября.рф/;
отчет о первых двух неделях конференции – в «ПС» № 7, http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201400701. А
сегодня подводим итоги, смотрим на пройденную дистанцию с
финишной отметки.
…В конце марта, в первые дни марафона, было жарко: температура плюс 20,
Крым, Конгресс интеллигенции, скандал вокруг федерального перечня
учебников... А к 18 апреля вновь заваливший Москву снег растаял,
штормовой ветер утих; учебниками, по которым учили, пользоваться
разрешили, а президент провел «Прямую линию» и благосклонно выслушал
интеллигенцию, даже что-то пообещал. Из земли снова вылезли желтые
цветы.
В таком странном промежутке оказались не только участники марафона, но
и его темы, запланированные заранее, подходы, еще вчера казавшиеся
бесспорными.
Так, 8 апреля на Дне учителя истории и обществознания член предметной
комиссии ЕГЭ по обществознанию Анна Лазебникова беседовала с учителями
о ЕГЭ-2014, давала рекомендации по подготовке с учетом типичных ошибок
выпускников. Учителя мечтали о том, чтобы убрать из экзамена часть «А»
– ведь это вопросы с высокой возможностью угадать правильный ответ.
Эксперт же говорила о том, как важны эти вопросы, какая это филигранная
работа – составлять их: нельзя допустить двойных ответов, все варианты
должны быть правдоподобными: «Конечно, методисты будут только рады,
если мы уберем эту часть, но хорошо ли это?»
Учителя заговорили и о том, чтобы возродить устную часть экзамена.
Ответ был такой: «Возможно, мы утратили что-то главное вместе с устной
частью, но изменить ситуацию мы не в силах». Ну а буквально через день
министр Ливанов заявил о постепенном отказе от тестовой части заданий
государственного экзамена и введении устного ответа для всех
гуманитарных дисциплин. Изменения начнутся со следующего года.
Опять же день в день: на марафоне Николай Сванидзе дает шуточный совет,
как работать с единым учебником: «Берете в руки – и откладываете», а на
«круглом столе» в Госдуме академик Чубарьян призывает историков «ради
школьного учебника отказаться от разногласий… В книгах для школы подход
должен быть единым». И так во всем – небывалая вариативность. Думай,
голова.
На Дне школьного психолога сокрушались о выведении специалистов из
штата, и практически по следам Рособрнадзор заключил соглашение о
сотрудничестве с Федерацией психологов образования: планируется, что
школьные психологи будут поддерживать школьников перед сдачей ЕГЭ.
Потому что ожидается ужесточнение контроля, вводится уголовная
ответственность и так далее.
Педагогические подходы, судя по марафону, исчерпаны: председателей ФКР
КИМ ЕГЭ включили в расписание предметного Дня не все организаторы, а
кто включил – не увидел ажиотажа прошлых лет. Разве дисциплинированные
учителя немецкого языка с удовольствием выполняли упражнения КИМов. На
Дне французского языка учителя выбирали занятия по культуре страны
изучаемого языка – лекция к 100-летию Ромэна Гари, выступление
канадского певца Jean-Pierre B rub , «Энциклопедия французской песни».
А на Дне английского языка уделили много внимания вопросам
профессионального роста педагога – и тут пришлось позавидовать тем, кто
свободно читает на английском. Не все хиты мировой педагогической
литературы у нас переведены, так что о модной книге новозеландского
профессора педагогики Джона Хетти (John Hattie, Visible Learning for
Teachers: Maximizing Impact on Learning, 2011) рассказывали здесь.
Профессор Хетти установил, что на результаты учебы школьников влияет в
первую очередь компетентный учитель. Он подробно описал характеристики
учителя, ученики которого учатся в полную силу.
Мотивация к изучению предмета возникает у детей вслед за впечатлением
от вдохновленного своим предметом учителя – именно из этого в первую
очередь исходили организаторы Дня русского языка, Дня учителя
литературы, Дня учителей МХК, музыки и ИЗО, Дня школьного библиотекаря.
Встречи с интересными учителями-практиками, признанными учеными,
специалистами в области культуры и искусства – это то, что расширяет
кругозор, дарит человеку радость узнавания себя в большом.
Пока чиновники ломают голову над обеспечением «самого честного ЕГЭ за
всю историю экзамена», марафонцы слушают музыку, стихи, смотрят видео,
общаются в совместной деятельности, то есть обращаются к человеку в
себе, единственному, что гарантирует мораль и нравственность. И всякий
раз, когда в занятие вторгалась художественность, лица в аудиториях
преображались, волна причастности разливалась – какая сильная эмпатия!
Недаром Джон Хетти называет добрые отношения между учениками и
учителями лучшим инструментом обучения. Профессионализм?– здесь.
Примерно в этом залоге говорили о кадровом голоде – при заполненных
вакансиях – директора школ на Дне управления школой.
Другое дело – мнение депутатов и чиновников. В те же дни председатель
Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила обсудить возможность
введения обязательного ЕГЭ по физике и химии. Логика такова: чем меньше
экзаменов, тем ниже уровень знаний, умений и навыков. Одновременно
вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин предложил увеличить число
часов обучения физике и математике в школах и возродить техникумы.
Очевидно, люди не в курсе стандарта старшей школы, самой его сути
(выбор уровня изучения предмета), сильно заблуждаются насчет «простоты»
гуманитарных ЕГЭ, а также не догадываются, что большая часть баллов
учениками там набирается именно в части «А», которую собираются
отменять. На нее натаскивают путем систематической зубрежки, не
оставляя места подлинным мотивам обучения, поскольку «так спрашивают».
Учителя–участники марафона беспокоились: так что, ЕГЭ сливают или
усиливают? Трудно сказать, мы продолжаем учить в ситуации полной
неопределенности, что само по себе лишает покоя. Однако марафон давал
опору: тут было много людей, которые способны удерживать порядок внутри
себя. Так, 12 апреля, в День учителя русского языка, страна писала
Тотальный диктант под диктовку актера Хабенского по тексту из романа
Иванова «Географ глобус пропил» – всероссийское шоу на 64 тысячи
человек. Ах! Люди у нас безграмотные, неправильно пишут «гармошка»,
«перрон», «семафор» и «палисадник»! Между тем на марафоне Римма
Храмцова, учитель русского языка и литературы московской гимназии №
1514, рассказывала, как она определяет, насколько школьники привыкли и
полюбили писать и сочинять собственные тексты: по тому, спрашивают ли
они, а сколько страниц или строчек нужно написать; если не спрашивают,
дела идут хорошо. У учителя такие установки, и они нерушимы. Ни угроза
аттестации, ни обещание депутата Яровой создать «еще более единый
учебник», куда войдут все гуманитарные предметы, включая языки, ни
Тайная орфографическая полиция, которая объявилась в эти дни в стране,
– никто не отрывает его от работы, которую он считает важной.
Постепенное взращивание письменной речи ребенка.
…По марафону было видно, насколько хорошо люди понимают
происходящее в политике образования: стандарты ради стандартов и их
разработчиков, учебники для издательств и издателей, электронные
дневники для тех, кто их внедряет, школьная форма вводится для
поддержки производителей, сочинение – в рамках выполнения поручения
президента и так далее. И нет смысла ждать, что сверху спустят что-то
действительно подходящее учителю и ученику, надо создавать самим. Да,
ситуация неопределенности предъявляет высокие требования к личности, не
каждый готов ее принять – но если у тебя хорошая база знаний, есть
мотивация, ты инициативен, то такая ситуация может спровоцировать
мощный профессиональный рост.
Марафон-2014 сработал именно в этой парадигме.