ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Детский бунт: подавить – значит сломать
Выстраиваем стратегию работы с детскими срывами.
В школе нам часто приходится сталкиваться с тем, что один
ребенок или группа детей вдруг отказываются повиноваться взрослым. Чаще
всего учителя и родители не связывают такое поведение детей со своими
ошибками и обвиняют их в плохом поведении. Педагог Ольга
Леонтьева и психолог-сказкотерапевт Ирина Семина предлагают называть
такое открытое несогласие детей детским бунтом. Эта статья – результат
их разговора о бунте ребенка-одиночки. О том, как можно бунт
предотвратить, не допустить объединения взрослых «в борьбе за ребенка»,
а на самом деле – в борьбе против него. Потому что такой бунт, как
правило, становится трагическим – в первую очередь для растущего и
ищущего свое место в жизни человека.
До начала бунта
Можно ли заметить приближение детского бунта? Мы вспомнили
множество имеющихся в арсенале педагога и психолога примеров и пришли к
выводу: предпосылки детского бунта существуют, однако взрослые привыкли
воспринимать их как капризы и плохое поведение, а не как крик о помощи.
Детский бунт можно сравнить с взрывом парового котла, в котором на
клапан надет колпачок. Пар (эмоциональный) накапливается постепенно,
сначала ничто не предвещает беды. Только изменяется звук, становится
более громким, тревожным… Пара становится все больше и больше, ему
нужен выход. А выхода нет. Выход закрыт. Тогда котел не выдерживает и
взрывается.
Ребенок, который находится на грани срыва, может начать дерзить – без
особого повода, как нам кажется. Может, напротив, замкнуться в себе –
только взгляд выдает огромное напряжение. Его поведение начинает
раздражать и учителей, и родителей, и (что самое страшное!)
однокашников. Одиночество становится все более весомым, ощутимым.
Одиночество становится невозможно терпеть. У многих в такие моменты
наступает предсуицидальное состояние. Молчание, грубость, агрессия,
аутоагрессия в такие моменты – это крики о помощи, а не хулиганство.
Случай из практики
Ребенок 5 лет мучает животных. Мама приводит его к психологу,
просит помочь. После первой беседы выясняется, что мама очень
авторитарная, ребенок воспринимает ее как мучителя. Так же вести себя
по отношению к маме он не может – она гораздо сильнее его. Но если мама
мучает его, маленького и слабого, почему ему нельзя мучить тех, кто
слабее него – кошку, например? Непроявленная агрессия может быть
вымещена и на других детях.
Шестиклассник рассказывает, что у него дома есть ужик, которого он
кормит мышатами, появившимися на свет у него же дома (специально купил
пару белых мышек, чтобы они размножались). Оказалось, что его предали
дважды: сначала родной отец бросил маму и его, а потом – отчим, после
того как у мамы родилась тройня. Мужчины, которых он любил, жертвовали
своими детьми ради своего спокойствия и благополучия. Мальчик
демонстративно начал делать то же самое.
Это еще не бунт. Это – признаки его приближения. Задача учителя –
вовремя подбежать к гудящему клапану и дать выход накопившимся эмоциям.
Или это уже дело психолога? У педагога больше возможностей, ведь вести
работу по предотвращению бунта он может задолго до его начала.
Например, может сделать так, чтобы ни один ребенок в классе не
чувствовал себя одиноким, чтобы имел возможность высвободить негативные
эмоции, высказать свою позицию, выслушать и понять других.
Случай из практики
Семиклассники готовили девочкам на 8 Марта подарки – красивые
досочки для разделывания пищи. Оставалось их только покрыть лаком, но в
школе это было сделать трудно. Один мальчик взял все доски домой и
пообещал принести перед праздником в готовом виде. Но… ничего не
принес, сказал, что их у него украли. На него ополчились все: и
мальчики, и девочки. Классный руководитель поговорила с мамой
семиклассника и выяснила, что он раздарил доски всем знакомым девочкам
и женщинам (у мальчика не было карманных денег, семья жила очень
небогато, а подарки ему сделать хотелось).
Что делать? Обвинять мальчика нельзя. «Спускать на тормозах» ситуацию –
тоже, потому что он мог стать изгоем. Тогда классная руководительница
на классном часе завела разговор о том, что нет людей, которые не
ошибаются, есть люди, которые не умеют признавать свои ошибки; что
признание вины – мужественный поступок, достойный прощения и уважения.
И предложила тем, кто хочет такой поступок совершить, сделать это,
заручившись поддержкой ребят в том, что они готовы выслушать и простить.
Мальчик, о котором идет речь, был пятым... Каждого, кто хотел снять
какой-то свой груз с души, одноклассники слушали молча, сочувственно и
очень доброжелательно.
Может быть, для «выпуска эмоций» надо давать детям возможность
рассказать о том, что мучает, помогать учиться не осуждать, а понимать
друг друга? Такую работу может провести не каждый учитель, а только
тот, который сам умеет слушать и понимать и показывает это детям.
Случай из практики
Дочь классного руководителя одноклассники очень уважали, а
учителя часто говорили ей: «Как ты можешь подводить свою маму?! Она
такой уважаемый человек!» У девочки эти слова вызывали негодование: «Я
– одна личность, мама – другая. Я нормально отношусь к критике, но
только если она справедлива. Если бы меня отругали за то, что я
сделала, я бы приняла и все поняла. Но почему мне говорят не обо мне, а
о маме?!»
Однажды мама (учитель сильный, авторитарного типа) провела «карательную
акцию» в отношении ее одноклассника. Класс решил, что сведения
мама-учитель могла получить только от своей дочери, и обвинил ее: «Ты
что, не можешь держать язык за зубами?!»
Разъяренная девочка влетела в учительскую и при всех закричала: «Из-за
тебя, мама, меня теперь все считают стукачкой!» И – ушла из школы.
Когда мама поняла, что случилось, она собрала класс и честно
рассказала, как и где она получила информацию. Это был момент
искренности, момент прощения. У девочки остались хорошие отношения с
классом и восстановились отношения с мамой.
Разговор о чувствах необходим, их можно не только высказывать, но и
рисовать, лепить, изображать… Вариантов – бессчетное количество.
Главное, чтобы в этом символическом событии были связаны воедино
чувства, движения и слова. Даже если ребенок не сможет высказать свои
чувства, а лишь подумает о них и поймет, что он чувствует на самом
деле, это уже будет шагом к освобождению.
Создание доброжелательного детско-взрослого сообщества – самый
действенный способ профилактики детского бунта. Потому что в таком
сообществе у каждого есть возможность присоединиться к другим, никто не
останется одиночкой. В психологии есть такой прием – присоединение,
когда человеку, которому требуется помощь, объясняют, что он такой же,
как все. Каждый ребенок должен иметь рядом с собой взрослого человека и
в трудный момент от него услышать: «Я такой же, как ты; я просто жил
дольше и, возможно, смогу тебе помочь. Ты всегда можешь обратиться ко
мне, а если тебе трудно говорить, можешь написать письмо. Я обещаю, что
все останется между нами».
После бунта
Но вот льется поток самых обидных, жестоких слов, агрессия
ребенка вырывается наружу – котел взорвался. Первая, самая обычная
реакция взрослых – объединиться и подавить детский бунт. В этой
ситуации подавить – значит сломать. Но к чему это приведет? Следующим
шагом может стать побег из дома, присоединение к криминальной компании
(где он почувствует себя значимым и компенсирует то, чего ему не
хватает), попытка суицида. Ребенок получает психологическую травму,
которая может изменить всю его жизнь.
Случай из жизни
В 8 классе учился мальчик, которого воспитывали бабушка с
дедушкой – его родители погибли. В какой-то момент он стал просто
невыносим: взрывался по каждому поводу, грубил, прогуливал занятия,
связался с дурной компанией. Учителя постоянно вызывали в школу
опекунов, просили повлиять на ребенка. Те пытались его образумить,
наказывали за совершенные проступки…
А через несколько месяцев мальчик погиб – разбился на мотоцикле,
который ему дали в его компании старшие ребята.
Вместо того чтобы пытаться подавить детский бунт, стоит попробовать
понять ребенка, а потом объединиться (в первую очередь – с ним!), чтобы
помочь. Нельзя делать вид, что ничего не случилось – ситуация не
исправится сама по себе.
Прежде всего необходимо выслушать все, что говорит «бунтарь». Выслушать
молча, ничего не комментируя. Слова, сказанные в такие моменты, не
достигнут цели, потому что когда человек кричит, он ничего не слышит,
ничего не понимает – он «выпускает пар» и не готов внятно мыслить.
Вспомните «Амок» Стефана Цвейга – там очень хорошо описано подобное
состояние человека.
Состояние «амок» быстро пройдет. Только когда ребенок будет готов
слушать, ему можно спокойно сказать: «Я тебя выслушал. Я тебя услышал.
Теперь давай думать, как действовать дальше. Что ты хочешь?» –
медленно, убедительно, уверенно начать присоединять ребенка к своему
состоянию «спокойствие, только спокойствие».
После этого выслушать требования ребенка – вне зависимости от того,
нравятся они учителю или нет. И обсуждать каждое отдельно: «Ты
отказываешься учить математику, потому что тебе она не дается?
Предположим, ты этого добился, давай подумаем, к чему это приведет...
Ты имеешь право не учить математику, но это будет твой выбор, моя
задача – объяснить все его возможные последствия».
В любом случае аргументы взрослых не должны начинаться со слов «нет»,
«нельзя», «никогда». Конструктивный разговор всегда начинается с
согласия с партнером, с демонстрации своего уважения к его позиции.
Когда ребенок не чувствует себя загнанным в угол, ему легче смириться с
действительностью, понять взрослого человека и принять правильное
решение. Если такой разговор планируется заранее и в нем будет
участвовать не только учитель, но и родители, нужно с ними заранее
договориться о том, что беседа с ребенком будет вестись в равноправных
позициях «взрослый–взрослый».
И наконец, последнее, но очень важное замечание. После того как договор
с ребенком достигнут, обязательно нужно выполнять свои обещания и
требовать их выполнения от ученика. Это долгая работа, но она
обязательно приведет к хорошему результату.