Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Дональд Вудс Винникотт
Разговор с родителями
М.: Независимая фирма «Класс», 2012

Книги этого английского психоаналитика давно стали классикой. Эта составлена из его бесед на радио, обращенных к родителям. Автор был уверен, что заумные термины и сложные рекомендации могут только навредить нормальным родителям, формализовать их природные движения души и погасить интуицию. В то же время он предлагал откровенный разговор о самых сложных моментах в воспитании: ревности, запретах, выплескивающемся раздражении. О том, чего взрослые иногда стыдятся и стараются скрыть, не любят обсуждать открыто.
Привлекает в этих записанных довольно давно разговорах именно степень открытости, спокойное обсуждение самых деликатных тем. «Я говорил о ревности как о здоровом, нормальном для маленьких детей явлении, которое означает, что они любят и уже значительно продвинулись в своем отходе от полной незрелости... И об отдельных шагах в развитии, которые делают возможным прекращение ревности как таковой. Все время я хотел показать, что эти шаги в развитии младенца и маленького ребенка не могут быть сделаны без того, что можете обеспечить вы, то есть, без жизненных взаимоотношений, в которых ребенок находит воплощенную надежность, зависящую от того, будете ли вы самим собой».
Как любящей матери признаться себе в том, что в отдельные моменты ребенок ее невыносимо раздражает? Автор подробно рассматривает возможные причины и механизмы, приводящие к подобной реакции. И это нормально: «Я думаю, дети так и будут оставаться источником досады, а матери будут рады, что у них есть возможность быть жертвами».
Главное, по мнению Винникотта, сохранять здравый смысл, открытые, доброжелательные, устойчивые отношения в семье и прислушиваться к своей родительской интуиции.

Универсальное образование
М.: МОДЕРН-А, 2012

Подзаголовок сборника «Культурно-исторические основания, теоретические модели и их практическая реализация» информирует о том, что читатель сможет познакомиться с неким реально существующим педагогическим опытом. Действительно, в книжке собраны статьи педагогов нескольких московских школ, которые с начала 90-х годов прошлого века отвечают себе на вопрос: что такое универсальное образование? Ответом стала их многообразная практика в режиме экспериментальных площадок.
С результатами теоретических разработок знакомит первая часть сборника, где прослеживаются истоки универсального образования и рассматривается возможность его воплощения на уроке. «Если удастся в современных условиях восстановить потенциал образовательного универсализма в классно-урочной системе и, в частности, построить модель урока в поле универсального образования, практически осуществив эти замыслы в повседневной школьной практике, то окажется реально возможным выйти на решение задачи личностной педагогики и в работе наших учителей», – считает М.В.Левит. В его понимании универсальное образование целенаправленно изменяет личность, дает ученику ресурс, чтобы «пересоздавать себя». Поэтому урок в этой модели образования должен происходить как событие и выстраиваться в соответствии с определенными принципами.
О том, как по-разному реализуются модели универсального образования в современной школе, педагоги рассказывают на примерах из своей практики. Здесь можно найти описание спецкурсов, интегрированных блоков, междисциплинарных семинаров и фрагменты детских работ.

Рейтинг@Mail.ru