ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Родителей вызывали?
Краткий справочник по типажам, на которые папы и мамы делятся по отношению к школе
Несмотря на то что все конфликты в школе однотипны, мы?не
всегда в состоянии разрешить их самостоятельно. Жалуются на нас,
жалуемся мы. А ведь на карте стоит в?том?числе благополучие
ученика! Значит – еще раз о грамотной коммуникации педагогов
с?родителями.
Общие
рекомендации, повторение
Границы.
Как правило, родители не склонны брать на себя инициативу, а ждут, что
вы зададите формат общения. Сразу определите виды связи: встреча,
телефон, электронная почта; укажите время, когда вы можете общаться,
или даже час для родителей. Это дисциплинирует, конструктивно
настраивает.
Магия имени.
Нет сомнения, называть человека по имени – радовать его. Ничто так не
разочаровывает родителя, как фраза учителя, начатая: «Ваш сын (дочь)…»
После этого даже похвала может быть не услышана.
Позитивный акцент.
Какой бы неприятной ни была новость, которую вы собираетесь сообщить
родителю ребенка, постарайтесь сначала найти хотя бы небольшой повод
похвалить его, отметить хоть маленькую удачу.
Новое: учимся
распознавать родителей
Недавно педагог-психолог МГППУ И.С.Швец представила учителям
свои наработки в области налаживания эффективного общения педагогов с
родителями в инклюзивном образовании. Одна из тем, вызвавших интерес, –
типология родителей. Раз родители разные – общение с ними надо строить
по-разному. Взяв перечень за основу и проведя небольшую социологическую
экспертизу, мы его дополнили, собрав сведения о каждом из типажей.
«Неблагодарные».
Родители сознательно или подспудно обесценивают работу педагога. Все
успехи ребенка обусловлены генетикой и стараниями семьи, а педагог лишь
почивает на лаврах. Такие родители вас не похвалят, ваши действия им
кажутся дурацкими, почерк непонятным, а программа отвратительной. Они
обесценивают ваши старания не всегда открыто: игнорируют просьбы,
пытаются поймать на слове или торговаться. И дело не в вас – они
плохого мнения обо всех, кто предоставляет им какие-либо услуги.
Основная угроза в том, что ваш авторитет в глазах ребенка не будет
поддерживаться. Напротив, вас будут очернять, пусть и не открыто.
Неверный путь – избегать, устраняться. Да, не очень-то приятно иметь
дело с людьми, которые ни за что не признают тебя хорошим. Но сведение
на нет коммуникации с «неблагодарными» родителями?– ошибка. Такие люди
чем меньше о вас знают, тем больше придумывают плохого. К тому же очень
часто ими руководят заниженная самооценка и страх выглядеть слабым.
Рецепт. Для мнительных людей чрезвычайно важна похвала. Хвалить нужно
не только ребенка, но и самого себя: длинный список мер, которые вы
приняли, чтобы улучшить ситуацию, выслушивается с удовлетворением.
Нужна положительная динамика – не важно в чем: видите, стало лучше, а
было? Восходящие графики наводят на мысль, что с вами все не так уж
плохо. Говоря о своих успехах, вы не унижаетесь, не оправдываетесь, не
доказываете свою квалификацию. Вы просто успокаиваете сомнения
родителей насчет ваших способностей. Но и после хвалительной терапии не
стоит ждать прямой похвалы. Все равно не дождетесь. Однако кулуарные
сплетни о вас войдут в положительное русло.
«Отстраненные».
Распространенный тип современных родителей. Они ценят свое
время, неохотно участвуют в общественной жизни, мало интересуются
успехами ребенка. Вам говорят: мы работаем на своей работе, а ваша
работа – учить наших детей. Никакие попытки вовлечь «отстраненного»
родителя в жизнь класса не приводят к успеху. Разве к недовольству.
Надо постараться, чтобы «отловить» таких родителей для обсуждения
действительно важных вопросов. Они предпочитают вообще не заходить в
школу, на телефон отвечают не раньше десяти часов вечера. Чаще всего вы
общаетесь с ними через бабушку, но она мало что решает. Все дела
ребенка взвалены на вас.
Неверный путь – всеми силами тянуть в школу и призывать к исполнению
обязанностей. В каком-то смысле вам повезло, эти родители никогда не
станут вас подлавливать на неудаче и сомневаться в вашей
профпригодности. Им, конечно, не все равно, но не надо пытаться
добиваться личной встречи, названивать или отлавливать по утрам. Если
человек старательно избегает контакта со школьным социумом, примите это
как данность.
Рецепт. Деловые люди любят четкость. Лучшая коммуникативная стратегия –
регулярные, структурированные и максимально короткие электронные
письма. Если же до родителей нужно донести срочную или просто
неприятную информацию – отлично подействует рукописное письмо,
переданное вместе с няней, и уведомление, что копия отправлена в
канцелярию школы. Точно так же следует просить об услугах: официально и
четко, с установленным сроком и коротким объяснением, почему и зачем
следует выполнить требование. Лучше всего делать упор на то, какую
пользу принесет действие родителя его ребенку.
«Навязчивые».
Группа, контрастная «отстраненным». Это родители-общественники, они
полностью вовлечены во все дела школы, от мытья окон до трехдневной
экскурсии в соседний город. Ни одна пятерка, ни одно замечание в
дневнике ребенка от них не скроется. По отношению к вам они настроены
позитивно, что бывает даже в тягость. Подстерегают после каждого урока,
берут за пуговицу, отводят в уголок и начинают расспрашивать: ну как
там мой? Множество вопросов, сомнений, уточнений, попытки влезть во все
и обо всем узнать. Это может вылиться в беседу на отвлеченную тему,
которая съест весь ваш перерыв, а то и вечер (если «навязчивый» на
телефоне).
Неверный путь – избегать и уклоняться. Вас сочтут суровым и недобрым
учителем. К тому же закон об образовании стоит на страже интересов
навязчивого родителя: это он выполняет свои обязанности, участвует в
делах школы, решает вопросы и т.д. Терпеть? Но рано или поздно
накопится раздражение, и выйдет большой скандал. А миляга-родитель
может даже не понять, за что вы его невзлюбили.
Рецепт. Совершенно очевидно, что навязчивым родителям в обычной жизни
нечем заняться – так дайте им работу! Нагружайте смело, дружелюбно,
поручайте все, что только можете. Когда активист устанет, у него
пропадет желание вмешиваться в ваши дела. Что касается разговора о
ребенке, то с таким типом родителей как раз не стоит рассыпаться в
похвалах. Идеальная формула: если что-то будет не так, я скажу; если я
молчу – значит, все в порядке.
Воспользуйтесь небольшими уловками для сокращения времени разговора:
выбирайте не самое удобное место, не самое тихое время – говорим
оперативно и прямо сейчас.
«Наседки». Думают
только о собственных детях, никакие общественные дела и успехи всего
класса их не вдохновляют. Родители-«наседки» всюду видят опасность:
соревнования, экскурсия, конкурс?– их ребенку слишком сложно,
некомфортно, он может заболеть. Они могут не пустить ребенка в школу,
если на улице идет дождь… если по телевизору объявили об эпидемии
гриппа. Их страшно интересует школьное питание и то, как вы следите за
завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц. Разумеется, их ребенок
непогрешим, провинности за ним не признаются – «это вы его не так
поняли».
Неверный путь – вот так прямо все это им и выложить. Вы сразу станете в
их глазах непонимающим, нечутким, а то и источником опасности для их
детей. Но и прямые попытки успокоить родителя – да не волнуйтесь, все у
него нормально! – тоже не возымеют действия. И уж конечно нельзя начать
сдувать с их детей пылинки по увещеванию родителей. Дети-то не виноваты!
Рецепт. Лучший способ – это доказать родителям, что их дети вполне
самостоятельны. Похвала ребенку должна касаться не только учебных
достижений, но и проявлений его независимости, самостоятельности.
Полезно не выделять ребенка из коллектива, а наоборот, отмечать случаи,
когда он добился успеха в составе команды.
«Всезнайки». Люди
очень ответственно подошли к своим родительским обязанностям. Их
настольные книги – всевозможные монографии по педагогике и психологии.
Во всем, что касается их ребенка, они тщательно выбирают все?– от
бренда обуви до внешнего вида педагога. О школе и говорить нечего.
Такие родители мнят себя экспертами, задают много вопросов на
родительских собраниях, придираются, присматриваются к каждой вашей
инициативе, постоянно дают советы и пытаются проверить, последовали вы
им или нет. «А мы читали, что эта методика устарела… а вы попробуйте
вот эту… а разрешите мне провести урок в классе, я вас научу».
Неверный путь – начинать злиться из-за недоверия или доказывать, что
специалист – это вы. Прямой путь к открытой конфронтации. Вы и так
знаете, что вы специалист, а они – люди неглупые, вскоре в этом
убедятся.
Рецепт. «Всезнайки» успокоятся, как только утвердятся в своем статусе в
ваших глазах и в глазах других. Задайте им несколько вопросов на важные
темы, внимательно выслушайте и поблагодарите. Все родители уж точно
являются экспертами по собственному ребенку, поэтому говорите о нем,
расспрашивайте о его характере, пристрастиях. Вы почерпнете для себя
много полезнейшей информации.
Время от времени «экспертам» надо дать возможность выговориться: в
дальнейшем общении используйте как можно больше открытых вопросов. А уж
следовать советам или нет – решаете только вы!
«Непоследовательные».
Люди не способны долго выдерживать выбранную линию поведения. Они могут
заявить первого сентября, что не собираются вникать в проблемы школы и
оставляют вам на откуп все успехи ребенка, а к новому году завалить вас
экспертными советами. Или наоборот: в начале года активист, берется за
все, что только может, но через несколько месяцев перестает
наведываться. Остыл. Есть родители, как чайки. Вот птица долго сидит на
скале с отсутствующим видом, а потом вдруг встрепенется, слетит на
пляж, все разроет, расклюет и удалится на свой наблюдательный пункт.
Неверный путь – упрекать непоследовательного родителя, воспитывать его
на «ай-ай-ай». Он и сам так не планировал. Не надо относиться к нему
хуже – он ведь и замкнуться может.
Рецепт. В случае когда родитель резко изменил свое отношение к школе,
следует проявить участие. Такие вопросы, как правило, лучше всего
решать при личной встрече – ни формальное электронное письмо, ни
телефонный звонок не будут так действенны, как ваше приглашение на
короткую беседу. Прямо на вопрос, что случилось, родитель вряд ли
ответит, а вот свое мнение о том, как успевает его ребенок, как
проходит жизнь класса и школы, выскажет охотно. И быть может, есть
объективная причина, побудившая родителя включиться в процесс или,
напротив, абстрагироваться от него.
«Скауты».
Чрезвычайно редкий в наши дни вид. Но вы с ним точно встречались. В
мечтах уж точно. Воспитанный, скромный, аккуратный родитель. Души не
чает в педагоге своего ребенка. Он охотно выполнит ваше поручение, но
не полезет в вашу рабочую «кухню». Время от времени он интересуется
успехами ребенка, но не взрывается от плохих новостей и не изливает на
вас досаду. С ним надежно.
Рецепт. Не потому ли родители типа «скаут» относятся к исчезающему
виду, что сама среда обитания такого родителя в школе все менее
благоприятна для его существования? Ее создает в том числе и учитель,
избирающий ту или иную модель общения с родителями.