ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Требования к учителю растут. Быстрее зарплаты
Эксперты обсуждают, как введение экономических стимулов повлияло на качество образования
Условие укрепления и развития конкурентоспособности
национальной системы образования – научно-педагогические кадры. Вопрос
о кадровом потенциале поставлен президентом, и Минобрнауки создало
проект целевой программы. Обсуждение здесь: http://минобрнауки.рф/документы/2967. Данные
о реальном состоянии кадровых структур стали насущными.
На семинаре Института образования НИУ ВШЭ с докладом выступила директор
Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.
Почему НСОТ провалилась
Содержание доклада «Эффективность школьного образования и
заработная плата учителя» оказалось для нас и наших читателей не
новым?– статья «Чем учителя расплачиваются за повышение зарплат?» в
«ПС» №?4 – http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201400404,
однако развернувшиеся дискуссии дали теме новый поворот.
Итак, задан экономический подход: в систему образования государство и
родители вкладывают много денег, и хотелось бы получить результат.
Например, прошло повышение зарплат учителям – уже не вчера, а что
имеем? Результат все тот же. Значит, деньги потрачены неэффективно.
Почему?
Версия: везде зарплату считают по разным методикам. В большинстве
регионов стимулирующая часть ФОТ используется на доведение до средней
по региону – так поняли руководители: у каждого учителя она должна быть
не ниже контрольной цифры. А такие критерии, как внеурочная
деятельность, конкурсы и другое, не рассматриваются. Где-то «премия»
зависит от урожайности месяца и распределяется неравномерно, фактически
без привязки к результатам. В целом – идеология НСОТ не работает.
Сработало как раз «все плохое»: сокращение учителей и вспомогательного
персонала. Средняя нагрузка, по данным Татьяны Клячко, – 1,44 ставки.
Исследования других групп ученых подтверждают этот результат. А как еще
может быть, если понятие «качество работы учителя» до сих пор не
определено и в обиходе самодельные квазикритерии?
Например, довольно долго считали по ЕГЭ – просто, но несправедливо. По
опросам родителей, в исследовании Татьяны Клячко, они считают, что ЕГЭ
– фактор родительской деятельности: «три четверти родителей не пускают
подготовку на самотек». В их представлении это не задача школы – в
школе должны, конечно, давать знания, но и заниматься социализацией,
учить разным формам общения и проведения досуга.
Теперь критерий ЕГЭ отодвинули, но какие крутятся? Мероприятия,
конкурсы, публикации, сертификаты… не факт, что эта деятельность всегда
на пользу школе и ученикам. Острый вопрос – как доказать, что учитель
эффективный? Да и зачем? А чтобы догнать, отблагодарить, заплатить за
качество. Экономическая мысль не дремлет.
Михаил Кушнир, специалист из «Лиги образования», описал ситуацию так:
– Сколько ни разговариваю с учителями по всей стране – вижу: школа
работает по сервисной модели – служение и преданность. На этом и
держится. Экономические инструменты, которые ей навязывают, не
работают. Пусть им платят за галочки и отчеты, это только отчуждает. В
отсутствие внятного заказа и заказчика власть рассматривается как
надсмотрщик, для которого учителя – рабы. Но хорошие учителя таковыми
себя не чувствуют, они учат детей, работают для них.
Зато общество хорошо понимает ценность труда учителя. Рассказывали о
забавном социсследовании: в Иркутске целый день опрашивали случайных
прохожих, сколько должен получать учитель: средний ответ –
50 000 рублей. Реально учителя в городе получают раза в два
меньше.
Что могут деньги?
Сергей Беляков, заместитель директора учебного центра
подготовки руководителей НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), доктор
экономических наук, говорил:
– Повышение зарплаты не может быть средством повышения эффективности
работы школ. В разные годы повышали зарплаты педработникам: чтобы
привлечь квалифицированных (после войны), чтобы повысить уровень жизни
учителей (в 60-е годы). Но ведь и сейчас такая задача – повысить в
связи с ростом общего уровня жизни в стране. Зачем-то сюда прицепили
эффективность. Не зная, чем мерить качество, не догадываясь: с какой
стати учителя будут повышать качество за 10–20% надбавки?
В самом деле, одна из сопутствующих целей повышения зарплаты –
привлечение в школу молодых. Что говорят исследования о структуре
педкорпуса? Да, молодые приходят в школу – есть позитивные цифры. Но и
быстро уходят – на сей счет, правда, отчеты не собирают. По факту: в
селе вакансий нет, в крупных городах у молодежи есть возможность
устроиться на менее тревожную работу, а вот в малых городах количество
молодых педагогов действительно увеличилось. Однако молодые учителя не
хотят нагрузки сверх ставки, к тому же рачительно относятся к своему
свободному времени. Нетривиальная ситуация для школы.
И в целом: мечты о том, что есть связка между повышением зарплат
учителям и улучшением качества работы школы, не воплотились. Оттого,
что учитель теперь считает каждые свои полшага, фотографирует и заносит
в отчет, рефлексии у него прибавляется не много, зато
эмоционально-этический климат в коллективе подпорчен основательно.
Между тем педагогика – командная работа. Об этом говорили дискуссанты
из Санкт-Петербурга. Там повышение зарплат шло исключительно за счет
надбавки – выполняли задачу поддержать качество, однако 62 опрошенных
директора (10% от всех директоров) не удовлетворены распределением: ни
тем, как это делают они, ни тем, как это воспринимает коллектив.
Мерить или не мерить?
Заполошная мысль о том, что раз качество работы учителя не
зависит от зарплаты, не надо было ее и повышать, была остановлена
Виктором Болотовым, научным руководителем Центра мониторинга качества
образования НИУ ВШЭ:
– Повышение до определенного уровня, несомненно, влияет, потом – ровное
плато, а если выше влияния, то возможны и отрицательные влияния. Но
ниже порогового минимума учителям платить нельзя – тем более качество
спрашивать.
Марк Мусарский, заведующий кафедрой экономики образования Московского
института открытого образования, доктор экономических наук, рассуждал:
– Теперь, кажется, никто не сомневается, что качество дает именно
учитель: как он работает, таково и качество. Но его зарплата – это не
приз, который он должен заслужить. Это оплата труда квалифицированного
человека – иной не может занимать эту должность. Архиважный вопрос. У
нас в рост зарплат заложена оплата по результату. И мы сидим думаем:
достигает ли школа результатов? А что такое результат? Да нет у школы
таких задач. От школы только социальные выгоды. И школы, где учатся
слабые дети, просто вынуждены работать эффективно, с очень большими
человеческими затратами. А у них, по-нашему, результата нет. Социальные
эффекты есть, но как их мерить, никто не знает.
Между тем Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной
ассоциации мониторинга и статистики образования, заметил:
– В материалах исследования PISA есть определение хорошей школы: это
когда средний балл детей немного повыше, чем по совокупности школ, а
влияние экономического статуса родителей пониже. То есть видно: школа
учит.
А Сергей Заир-Бек, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории
анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ, предлагал
определять хорошо работающего учителя по его способности написать
педагогическое рассуждение о своей работе – за рубежом этим занимаются.
…Очевидно, нас ожидают новые решения по зарплатам и критериям – одна
радость, не в самое ближайшее время.