КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Весна Серебряковой
Послесловие к только что прошедшей выставке в Третьяковской галерее
Они не знали друг друга. Зинаида Серебрякова и Белла Дижур.
Художница и писательница. Две удивительные женщины с негромкими
судьбами. Они не добивались славы, не стремились что-то доказать.
Просто жили, любили, растили детей… И каким-то таинственным образом эта
обычность бытия воплотилась не просто в талантливые произведения, а в
зримое, ясно ощутимое тепло. Тепло, которое будет согревать еще многие
поколения.
Множество людей приходят в Лаврушинский переулок на выставку
Зинаиды Серебряковой даже в будние дни. И притягивает их сюда не мода,
не реклама, не слава гениальной художницы, чьи работы продаются на
аукционах за безумные деньги. Притягивает живое, ощутимое тепло
материнской любви.
Здесь, у работ Серебряковой, невольно думается о чем-то
нежном и простом: о счастье бедного, но дружного дома, о детстве, о
море, о путешествиях по солнечным странам, о тех простых вещах, которые
могут невероятно украсить нашу жизнь, если мы заметим их в вечерних или
утренних лучах. И если ты не знаешь о судьбе художницы, то никогда не
догадаешься, как тяжела была ее жизнь, как ей самой не хватало солнца и
счастья.
Как мучительна и прекрасна эта загадка настоящего искусства:
божественный свет проходит сквозь сердце художника, запечатлеваясь на
полотнах и достигая далеких потомков, но самому художнику этого света
почти не достается. А попробуй он задержать этот свет в себе, спрятать
от людей, – и свет погаснет, и дар отнимется…
В хаосе русской революции молодая художница Зинаида Серебрякова
остается вдовой с четырьмя детьми и старенькой мамой. Они голодают в
Петрограде, потом Зина уезжает на заработки во Францию, прихватив с
собой двух детей, а двух других оставляет на попечение бабушки. Разлука
планировалась недолгой, а растянулась на… тридцать лет. Только в 1960
году Зинаида Евгеньевна увидела своих детей, оставшихся в Советской
России.
Но черного цвета разлуки нет в работах Серебряковой. Кажется, такого
цвета и вовсе не было в ее палитре. По первому радостному впечатлению
от солнечных работ художницы трудно понять, была ли у нее ностальгия по
оставленной Родине?.. Конечно, была, но она выражалась совершенно
особенно. Серебрякова не писала картины-воспоминания, как это делали в
своих книгах Иван Шмелев и Борис Зайцев; она приручала ту жизнь, в
которую ее забросила судьба. Она насыщала французские будни русским
мировосприятием. И как не почувствовать родное, среднерусское, в ее
французских пейзажах. Вот женщины стирают на мостках белье: совсем как
в Тотьме или в Тарусе. А вот корзина с полевыми цветами. И ясно, что
написан этот букет ради нескольких ромашек, плачущих от росы.
А вот бледная французская танцовщица с лицом курской девочки. А вот
булочница, похожая на нашу комсомолку 1920-х годов. А вот корзина
овощей с рынка – редиска, картошка, лук… А вот французские рыбаки
распутывают сети, как их распутывают наши поморы где-нибудь в Мезени.
В 1928 году Серебрякова совершила поездку в Марокко, и целый зал
посвящен ее африканским работам. «Я одурела от этой чудесной страны…» –
писала Серебрякова детям. В ее работах нет внешней экзотики, а есть
опять же узнавание родного в чужом, любовь к планете людей, на которой
нет железных занавесов. Кстати, именно в эти годы на африканских
авиалиниях работал Антуан де Сент-Экзюпери, тогда после аварии в
пустыне он встретил Маленького Принца. Пути русской художницы и
французского летчика могли пересекаться не только в Африке, но и в
Париже. Быть может, Экзюпери даже видел работы Серебряковой.
Нынешняя выставка Серебряковой приурочена к 130-летию со дня ее
рождения, а подготовлена она Екатериной, дочерью художницы. Зинаида
Евгеньевна часто писала Катю в ее детские и отроческие годы, многие из
этих портретов знакомы нам по альбомам и открыткам, и как радостно было
узнать, что Екатерина Борисовна Серебрякова в прошлом году благополучно
встретила свой 100-летний юбилей!
На выставке в Третьяковской галерее Екатерина Борисовна впервые
решилась представить свои работы и работы своего брата Александра
(1907–1995). Они тактично размещены в отдельных залах, чтобы не было
соблазна сравнивать искусство Зинаиды Евгеньевны с тем, чего достигли
ее дети. Хотя, конечно, люди сравнивают и комментируют. Мне же кажется,
что такие сравнения часто бессмысленны и мелочны и в них теряется
главное. А главное, мне думается, – это материнский и художественный
подвиг Зинаиды Евгеньевны Серебряковой: она сберегла детей, а их
детство сохранила в своих нетленных полотнах.
Ученица Старого доктора
Подвиг Януша Корчака
впервые открыла для нас уральская поэтесса Белла Дижур
В этом году
исполняется 100 лет с тех пор, как Януш
Корчак начал работать над своей первой и, пожалуй, самой известной
педагогической книгой «Как любить ребенка». Он писал ее во время Первой
мировой войны, по большей части в Киеве, где работал врачом в детских
приютах. Позднее доктор, педагог и писатель Януш Корчак создал в
Варшаве Дом сирот. В августе 1942 года немецкое командование обрекло на
смерть всех воспитанников Дома, отдав приказ о депортации детей в
концлагерь Треблинка. Корчаку предложили свободу, но он остался с
детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. Впервые советские люди
узнали о Януше Корчаке в конце войны из поэмы уральского литератора
Беллы Дижур, которая так и называлась: «Януш Корчак».
…И, оттолкнув рукой
часового,
Доктор легко поднялся в
вагон,
И вот он в кругу
ребятишек снова
Взволнованным шепотом
окружен…
И сотни ручонок тонких,
дрожащих
К нему потянулись, и он
в кольце.
И старое сердце забилось
чаще,
И свет заиграл на его
лице.
И свет этот виден был
так далеко,
Что даже фашистский
солдат без слов,
Минутой позднее
железного срока
Бросил на двери гремящий
засов.
Но откуда о подвиге польского педагога узнала Дижур? Дело в
том, что в 1943 году неподалеку от Свердловска в поселке Монетный был
организован Польский детский дом. Им руководил Александр Левин – в
двадцатые годы он работал у Корчака библиотекарем. Он рассказал Белле о
трагедии варшавского гетто и Дома сирот.
Незадолго до этого Дижур проводила на фронт сына (после войны он станет
скульптором и его имя будет известно не только в мире искусства: Эрнст
Неизвестный). Переживание судьбы Корчака, память о его стойкости и
самоотверженности помогали Дижур справляться со своими невзгодами. Она
взялась за поэму о Корчаке. В 1945 году отрывки из нее напечатала
комсомольская газета «На смену» (в 1962 году поэма была опубликована в
сборнике «Улей», с цензурными сокращениями). После окончания войны
Левин увез своих воспитанников на родину, в Польшу. На прощание Дижур
подарила ему рукопись поэмы. Левин опубликовал поэму в Польше в
переводе на польский и еврейский языки. Позднее поэма была переведена и
на немецкий язык. С 1960-х годов произведения Януша Корчака стали все
чаще издаваться в СССР.
Еще несколько слов о Белле Абрамовне Дижур. Она прожила достойную и
долгую жизнь. Родилась в 1903 году в Черкассах. Училась в Ленинграде, в
юности дружила с Николаем Заболоцким, он посвятил ей целую тетрадку
стихов. Накануне войны Дижур приняли в Союз писателей. Химик и биолог
по образованию, она написала несколько замечательных научно-популярных
книг. Возможно, кому-то из детей 1960-х помнятся ее сборники рассказов
и сказок «Зеленая лаборатория», «Стеклянная река», «Фонарь земли»…
В 1987 году после многолетних проволочек ей разрешили воссоединиться с
сыном. Так в 84-летнем возрасте она оказалась в Нью-Йорке. Судьба
подарила ей еще двенадцать лет не просто существования, а творчества
(Белла Абрамовна умерла в 2006-м, ей было 103 года). Именно в эту пору
глубокой старости она написала, пожалуй, свои лучшие стихи. Недавно в
Оренбурге с предисловиями Евгения Евтушенко и Василия Аксенова вышло
«Избранное»* Беллы Дижур. Из предисловия Василия Аксенова: «Только лишь
идеализм и оправдывает человечество. Идеализм и глубокое душевное
спокойствие характерны для стихов Беллы Дижур».
Молитва Януша Корчака
Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Нет у моих мыслей
крыльев, которые вознесли бы песнь мою в небеса. Слова мои не красочны
и не благовонны – не цветисты. Устал я, измучен. Глаза мои потускнели,
спина согнулась под грузом забот. И всё-таки обращаюсь к Тебе, Господи,
с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу
доверить брату-человеку. Боюсь – не поймёт, не проникнется,
пренебрежёт, высмеет. Всегда перед Тобой я – смиреннейший из
смиреннейших, но в этой просьбе моей буду неуступчив. Всегда говорю с
Тобой тишайшим шёпотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремлю в высь небесную. Распрямляю спину и
требую – ибо не для себя требую. Ниспошли детям счастливую
долю, помоги, благослови их усилия. Не лёгким путём их направь, но
прекрасным. А в залог этой просьбы прими моё единственное сокровище:
печаль. Печаль и труд.
* Белла Дижур. Избранное. – Оренбург: Оренбургское книжное
издательство им. Г.П. Донковцева, 2013