Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Третья тетрадь
Детный мир

ПО ОБЕ СТОРОНЫ ЭКРАНА


Балабан Ольга

В кино всем классом

Как работает образовательная и просветительская программа Берлинского кинофестиваля

Кино в пространстве педагогики – миф или реальность? Для учителей и школьников Берлина раз в году современный кинематограф становится важной частью системы образования: во время Берлинского кинофестиваля, который закончился совсем недавно, дети ходят в кино целыми классами, потому что для них открывается специальная программа «Поколение» (Generation). В ней представлены новейшие фильмы о детях, смотреть которые имеет смысл людям всех возрастов. Смотреть и думать: о себе, своих проблемах, победах, ошибках, прошлом и будущем.

Ретроспективы

Каждый год на Берлинском кинофестивале показывают хотя бы один отреставрированный фильм, который, с точки зрения кинематографистов, считается важной вехой в истории киноискусства. В этом году такой фильм был посвящен проблеме взаимодействия поколений. Его представлял знаменитый режиссер Мартин Скорсезе. «Бунтарь без идеала» (Rebel without а Cause) был снят в 1955 году Николасом Рэем. С тех пор прошло почти 60 лет, но фильм не потерял актуальности. В нем рассказывается о молодых людях 17-летнего возраста, их конфликтах с родителями и проблемах со сверстниками. Взрослые, которые жестко контролируют своих детей и наказывают их за любую провинность, легко могут узнать себя в некоторых героях этого фильма. Подростки и молодые люди: бунтующие и противоречивые, совершающие глупости и страдающие, верящие в будущее и рискующие настоящим – сравнивают себя с главным героем – хорошим, добрым парнем, который в результате гибнет из-за своей глупости...
Представляя фильм коллегам, Мартин Скорсезе сказал, что сводил на него своих детей, и те высоко оценили картину: после просмотра они долго молчали, а потом дочь сказала: «Это было хорошее кино». По мнению великого режиссера, это – высшая похвала в устах тинейджера.

Поколение

Современный фильм «Джэк» Эдварда Бергера рассказывает о мальчиках 6 и 10 лет и их взаимоотношениях с мамой, которой нет дела до сыновей. У нее постоянно что-то происходит, и поэтому о мальчиках ей думать просто некогда. В результате старшего ребенка у матери отбирают и помещают в детдом. Там чуткая воспитательница, почти идеальный порядок, но мальчика начинают травить более взрослые ребята... Мама обещает к нему приехать, но забывает о своем обещании. Он сбегает, он снова с младшим братом и мамой и через некоторое время понимает, что ему лучше вернуться в детский дом, чем быть с ней...
Эта история о внутреннем взрослении подростка в чем-то перекликается с идеей другого фильма, показанного на фестивале и получившего приз за лучшую режиссуру, – фильма «Отрочество» (Boyhood) Ричарда Линклейтера. Картина снималась 12 лет, в ней показано реальное взросление мальчика и его сестры. Сюжет пересказать почти так же невозможно, как и саму жизнь – кадр за кадром, день за днем. Зрителям кажется, будто на экране ничего особенного не происходит, многое повторяется, но... это как «Болеро» Равеля, где повторами одной музыкальной фразы, всякий раз неуловимо отличающимися друг от друга, и накапливается то волшебство, которое мы называем искусством. Так вот фильм «Отрочество» оказывает такое же воздействие: ты уже не наблюдаешь со стороны за реальной жизнью, а становишься частью происходящих на экране событий.

Другая культура

На кинофестивале о целом ряде фильмов мнения зрителей были совершенно разными, если не сказать – противоположными. Так, в картине «Крестный путь» (нем. Kreuzweg, англ. Stations of the Cross) Дитриха Брюггеманна, которая получила приз за лучший сценарий и приз экуменического жюри, люди религиозные увидели поддержку своей вере, атеисты были убеждены, что картина именно для них.
«Крестный путь» – полнометражный художественный фильм, но в нем всего 14–15 эпизодов, каждый из которых снят статической камерой, одним кадром. У зрителя создается полное ощущение, что он непосредственный свидетель событий, происходящих с главной героиней – четырнадцатилетней девочкой, жительницей маленького немецкого городка, ученицей самой обычной школы.
Девочка отличается от всех детей только одним: ее семья живет в ультрарелигиозной коммуне, которая не признает многое в современном обществе. Главная героиня решает отдать себя Христу и перестает есть, не надевает теплую одежду, истязает свою плоть. Все это ради того, чтобы ее четырехлетний брат заговорил. Он заговорил, она – умерла...
Фильм-притча? Фильм-предостереже­ние? Каждый зритель отвечал на эти вопросы по-своему.
...Мы легко рассказываем о том, что нам нравится в тех или иных фильмах. Но редко задаем себе вопрос, чему мы учимся, глядя на экран. И если у растущего человека есть возможность знакомиться с лучшими фильмами мирового кинематографа, у него появляется шанс увидеть себя в разных пространствах, задуматься о многообразии мира, искать пути его принятия и понимания. И рано или поздно он научится это делать, сможет жить в мире с собой и с другими.

Рейтинг@Mail.ru