Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Третья тетрадь
Детный мир

НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ


Витковский Анатолий

ЕГЭ: сдать, а не сдаться!

Как правильно задействовать психологические ресурсы подготовки к экзамену

Хорошо известно, что успех подготовки к ЕГЭ определяется не только методикой, но и психологическими факторами. В частности, тем, в какой мере выпускник сможет настроиться на серьезную работу и включиться в нее. Удастся ли оптимально использовать собственные внутренние ресурсы? Сможет ли он найти опору в значимых взрослых?..
К сожалению, взрослые далеко не всегда понимают, какая именно психологическая поддержка требуется выпускникам и как можно ее оказать. Рекомендациями делится исполнительный директор специализирующегося на подготовке к сдаче экзаменов центра «Maximum», кандидат наук, преподаватель математики Павел Белорусский.

Плюс «еще немного...»

При подготовке к ЕГЭ перед выпускником стоит задача за ограниченный период времени достичь максимально возможного для себя результата. Что играет ключевую роль в решении подобных задач? Компетенция преподавателя? Грамотная организация процесса подготовки? Да, но этого недостаточно.
Когда надо получить быстрый результат, чрезвычайно важное значение имеет другой фактор, о котором я нередко напоминаю ребятам, встречаясь с ними в школах. Разговор я иногда начинаю с провокационного предположения: «Вы, наверное, не любите заниматься, не любите математику…» Типичная реакция – протест: «Как?! Мы любим математику, мы делаем домашнюю работу с удовольствием». В ответ я говорю: «Вот если вы всегда делаете домашнюю работу с удовольствием, вы быстрого приращения в знании математики не получите. Чтобы получить быстрый прирост, надо работать с удовольствием, а потом еще чуть-чуть». И провожу аналогию с занятиями спортом. Предположим, молодой человек решил за четыре месяца накачать красивый пресс. Он стал ходить в тренажерный зал и делать «повторы»: раз за разом проделывать специальные упражнения. И вот он сделал пятнадцать повторов, ему стало тяжело, и он остановился. Что произойдет через четыре месяца, если он так будет поступать? Ничего такого, на что он рассчитывал. Желанные «кубики» под футболкой у него не появятся. А что надо было делать? Когда становится тяжело, надо продолжать – через волевое усилие проделать упражнение еще хотя бы несколько раз. Чтобы мышцы росли, следует какое-то время поработать через «не могу». А для этого необходима высокая мотивация.
Подобные аналогии, на мой взгляд, стоит приводить ребятам, когда мы говорим с ними о подготовке к сдаче единого государственного экзамена. Во-первых, этот пример прост и понятен ребятам. Во-вторых, здесь нет пугающих напоминаний о сложности экзамена и его значения для будущего. Речь идет о том, что, когда мы прикладываем даже немного дополнительных усилий, результат существенно возрастает. Как только человек это понимает, сама ситуация напряженного труда психологически начинает восприниматься более позитивно. Но, конечно, одним разговором мало что можно изменить.
Проблема в том, что школьникам (и даже выпускникам) гораздо сложнее мобилизовать себя на решение трудных задач, чем взрослым. Поэтому при подготовке к ЕГЭ ребятам необходимы постоянное участие и поддержка со стороны педагогов и особенно со стороны родителей.

«Группа» поддержки

Говоря о поддержке родителей, мы имеем в виду несколько вещей. Первое – это обеспечение комфортных условий для занятий. У ребенка должна быть возможность заниматься в отдельной комнате, где ему не будут мешать посторонние шумы, где есть стол с удобным стулом (не жестким, но и не настолько мягким, что в нем засыпаешь через полчаса занятий), находящимся на достаточно удаленном расстоянии от кровати. Все это может показаться самоочевидным, но это далеко не для всех взрослых так. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители считают, что у ребенка проблема с математикой, а на самом деле у него проблема с концентрацией. И обусловлена она в значительной степени тем, что ребенок вынужден заниматься, слыша доносящиеся из соседней комнаты звуки телевизионных передач, или хныканье младшей сестренки, или тявканье домашнего питомца. Все это отражается на результате обучения и подготовки к ЕГЭ.
А второй ключевой момент – психологическая поддержка. Даже тот факт, что родители просто интересуются тем, над чем ребенок работал в тот или иной день, насколько трудно ему дается конкретный предмет (не с целью контроля, хотя и контроль тоже иногда необходим, а просто потому, что для них это значимо и интересно), усиливает у ребенка ощущение, что он занимается нужным делом. И его мотивация возрастает.

Две системы мотивации

Чтобы показать родителям значимость их влияния на мотивацию и повысить их педагогическую грамотность, хорошо бы познакомить их с некоторыми исследованиями. Например, с исследованием, которое в 1994 году было проведено учеными Йельского университета.
Ученые исследовали семьи, которые были похожи почти по всем признакам, но в одном явно различались. В одних – отнесем их условно к первой категории – мамы строили разговор с детьми-старшеклассниками примерно так: «Посмотри на папу – он успешный, потому что умный. И ты умный. Так что у тебя все получится». Или: «Ты у меня красавица, все у тебя сложится». В семьях, условно говоря, второй категории мамы говорили так: «Посмотри на папу – он успешный, потому что много работает. И ты тоже сможешь всего добиться, если будешь стараться, как папа».
В чем здесь принципиальное различие? В одних семьях акцент делается на то, что дается природой, в других – на то, чего ребенок может достичь сам. И что же? Когда ученые сравнили результаты, которые показали воспитывающиеся в разных семьях дети при сдаче тестов SAT (американского аналога ЕГЭ), оказалось, что оценки выпускников из семей второй категории на 9,5% выше. Почему? Ориентация на ценность личного усилия, усердия позволяет выстроить более правильную систему мотивации. Это не значит, конечно, что не надо говорить ребенку: «Ты красивый и умный». Речь о другом – если вы хотите мотивировать ребенка к чему-то, мотивируйте на основе тех вещей, которые он может контролировать. Понятно ведь, что не в наших силах изменить то, с какими задатками мы пришли в этот мир. И если у меня все получится, потому что я умный, то при первых признаках усталости можно спокойно идти гулять. А если успех – это результат усердия, то тогда, вероятно, «стоит поработать еще некоторое время».

Удерживание похвалы

Также родителям стоит рассказать о некоторых неверных установках, связанных с представлениями взрослых о мотивации. Скажем, о рисках установки на удерживание похвалы. Приведу пример. Дочь приходит домой с пятеркой. Мама думает: «Вот молодец. Но если я скажу, что молодец, расслабится, не будет работать». И мама говорит: «Пятерку получила? Иди делай домашнюю работу». На следующий день, когда дочь снова получила пятерку, повторяется то же самое, а еще через день мама решает: сегодня можно. «Вот молодец! Я знала, что ты можешь!»
Что происходит на психологическом уровне? Дочь пришла из школы с пятеркой. она знает, что это здорово, она ожидает похвалы, но не дожидается. А человеческий мозг устроен так, что позитивные впечатления, например маленькая похвала, стимулируют выработку важных для мозга веществ. Когда же человек не получает позитивной подпитки, на которую рассчитывал, у него появляется ощущение неудовлетворенной потребности. И это ощущение «мама не похвалила» трансформируется в желание получить эмоциональную подпитку в каком-то другом месте – пообщаться «ВКонтакте», созвониться с друзьями… И все это может помешать подготовке к экзамену.
Отсюда: если родители хотят, чтобы их ребенок успешно справлялся с учебными задачами, необходимо поощрять его усилия. Не очень сильно, но регулярно, как бы вы поддерживали костер: нужно дуть на него регулярно и по чуть-чуть.
Надо ли отвлекаться?
Означает ли все сказанное, что во время подготовки к ЕГЭ надо как можно меньше отвлекаться? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к тому, как происходит процесс обучения. Здесь важно понимать, что никакие новые знания не ложатся на «голую почву». Когда мы познаем что-то новое, у нас уже есть некий массив вещей, которые мы знаем.
Образно говоря, новые знания кучкой насыпаются сверху на этот массив уже известного. И если мы готовимся к экзамену за три дня, мы насыпаем сверху огромную кучу новой информации, а после экзамена все тут же забываем. Нашу «кучу» просто сдуло, как и не было.
Чтобы знания стали «твоими навсегда», надо пройти следующий этап процесса обучения – этап интеграции. Так вот, интеграция происходит тогда, когда человек об этом не думает. Чтобы знания интегрировались в то, что ты уже знаешь, тебе надо выйти на улицу прогуляться, может быть, сходить в кино или на выставку, то есть отвлечься. Именно в момент отвлечения происходят психологические процессы, позволяющие достичь более глубокого понимания и сделать знания прочными. Если же ты готовишься так, что у тебя все время математика, математика, математика – накапливается все больше, как правило, довольно поверхностных знаний, которые не могут интегрироваться в то, что человек уже знает. Так что отвлекаться на другие интересные занятия надо минимум раз в неделю, но ненадолго, например на час.

К чему еще надо быть готовым?

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о психологической готовности. Выпускнику надо быть готовым к тому, что когда он придет на ЕГЭ, там будет все не так, как на пробном экзамене. Общая атмосфера будет более напряженной. Там будут камеры, рамки металлодетекторов. Люди, которые администрируют экзамен, скорее всего будут нервничать, суетиться, звонить на «горячую линию ЕГЭ», поскольку зачастую они не знают, какая нужна ручка – синяя, черная гелевая или обычная. Как писать: когда печатными буквами, когда прописными? В определенный момент к зданию подъедет бронированный автомобиль, из которого станут вынимать бланки с заданиями. Впечатление такое, словно здесь готовятся к нападению на банк…
Выпускнику важно прийти готовым к подобным вещам. И в этом может помочь знание того, что тебя ожидает. Я обычно говорю одиннадцатиклассникам: «Представьте себе, что вы пьете одну за другой две чашки крепкого кофе. Что произойдет? Очевидно, сердце начнет биться быстрее. Если человек не знает, как действует кофе, он в этой ситуации может думать: «Ой, проблемы дома, проблемы на работе… Все нехорошо, все разваливается…» Если знать, как действует кофе, реакция на учащение сердцебиения скорее всего будет иной: «Ой, видно, лишнюю чашечку выпил. Сейчас пройдет и пойду работать». То есть наша реакция на стресс отчасти обусловлена знанием его причины. Поэтому пожелание выпускникам такое: будьте заранее готовы к тому, что на ЕГЭ будет стрессовая ситуация. В этом случае, когда вы придете на экзамен, стресс не выбьет вас из колеи. Вы сможете сконцентрироваться и решить все, что вам надо будет решить.

Рейтинг@Mail.ru