Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Вот когда ты нам диплом на стол положишь…

Почему даже среди сорокалетних людей взрослых нужно еще поискать

О психологической зрелости. Она же – психологическое здоровье, она же – условие максимального выражения нашей человеческой сущности. Первый ее признак – простота и естественность поведения при соблюдении общих норм; отсутствие искусственных, хищных форм поведения.
Как известно, те модели поведения, которые закладываются в семье, наиболее устойчивы и воспроизводимы в течение всей жизни человека. Разумеется, сознательно плохому детей никто не учит, другое дело, что мы передаем на микроуровнях воспитания.

– Надень эту рубашку, ну ради меня, прошу.
– Сходи позанимайся математикой, папе будет приятно.
– Ты мне еще пятерку принес? Молодец!
– Вот когда ты нам с отцом диплом на стол положишь, тогда и о женитьбе заговоришь.

Такая у ребенка жизнь – оказание услуг родителям. Это вообще не проблема, ведь папа говорит маме: «Я тебе люстру повесил», а мама папе: «Я тебе ужин приготовила». Нормально. Как будто папа не нуждается в уюте, а мама и дети – в ужине.

Но вот наступает час, когда ребенок приходит из школы со слезами:

– Я ей (учительнице) и реферат сдал, и контурные карты заполнил, и на вопрос ответил, а она не хочет ставить четверку. Что ей еще надо?

И родители начинают утешать:

– Не беда, ты же не для нее учишься, а для себя.

Правильные слова находятся, но они не подкреплены опытом, и ребенок оскорблен до глубины души. Его опыт – выполнять требуемое, а не прислушиваться к себе и своим желаниям. Это уже выработанная модель искусственного поведения, препятствующая психологическому взрослению.
Одна из многих, поэтому по-настоящему взрослых даже среди сорокалетних надо искать днем с огнем. Однако в стремлении к лучшему нам не помешает список черт психологически зрелой личности, составленный Абрахамом Маслоу, основателем гуманистической психологии: восприятие действительности, свободное от влияния стереотипов и актуальных потребностей; принятие себя и других такими, какие есть; деловая направленность (человек занят не собой, а своей жизненной задачей); позиция отстраненности по отношению к событиям; автономность; свежесть восприятия; готовность учиться у других (демократизм); внутренние моральные нормы; чувство юмора; креативность; ощущение принадлежности к человечеству, а не только к своей среде, своей культуре.

Рейтинг@Mail.ru