Вот когда ты нам диплом на стол положишь…
Почему даже среди сорокалетних людей взрослых нужно еще поискать
О психологической зрелости. Она же – психологическое здоровье,
она же – условие максимального выражения нашей человеческой
сущности. Первый ее признак – простота и естественность
поведения при соблюдении общих норм; отсутствие искусственных, хищных
форм поведения.
Как известно, те модели поведения, которые закладываются в семье,
наиболее устойчивы и воспроизводимы в течение всей жизни человека.
Разумеется, сознательно плохому детей никто не учит, другое дело, что
мы передаем на микроуровнях воспитания.
– Надень эту рубашку, ну ради меня, прошу.
– Сходи позанимайся математикой, папе будет приятно.
– Ты мне еще пятерку принес? Молодец!
– Вот когда ты нам с отцом диплом на стол положишь, тогда и о женитьбе
заговоришь.
Такая у ребенка жизнь – оказание услуг родителям. Это вообще
не проблема, ведь папа говорит маме: «Я тебе люстру повесил», а мама
папе: «Я тебе ужин приготовила». Нормально. Как будто папа не нуждается
в уюте, а мама и дети – в ужине.
Но вот наступает час, когда ребенок приходит из школы со
слезами:
– Я ей (учительнице) и реферат сдал, и контурные карты
заполнил, и на вопрос ответил, а она не хочет ставить четверку. Что ей
еще надо?
И родители начинают утешать:
– Не беда, ты же не для нее учишься, а для себя.
Правильные слова находятся, но они не подкреплены опытом, и
ребенок оскорблен до глубины души. Его опыт – выполнять требуемое, а не
прислушиваться к себе и своим желаниям. Это уже выработанная модель
искусственного поведения, препятствующая психологическому взрослению.
Одна из многих, поэтому по-настоящему взрослых даже среди сорокалетних
надо искать днем с огнем. Однако в стремлении к лучшему нам не помешает
список черт психологически зрелой личности, составленный Абрахамом
Маслоу, основателем гуманистической психологии: восприятие
действительности, свободное от влияния стереотипов и актуальных
потребностей; принятие себя и других такими, какие есть; деловая
направленность (человек занят не собой, а своей жизненной задачей);
позиция отстраненности по отношению к событиям; автономность; свежесть
восприятия; готовность учиться у других (демократизм); внутренние
моральные нормы; чувство юмора; креативность; ощущение принадлежности к
человечеству, а не только к своей среде, своей культуре.