О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Каким должен быть современный урок и современный учитель? Этим
вопросам посвящена статья Веры Гольяновой и Марины Емельяновой «Урок как условие развития
интереса к собственному образованию» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за
2014 год).
В публикации много дельных рекомендаций, авторы дают описание
педагогических средств, которые выработаны в современной школьной
практике.
В статье представлены также данные опроса лицеистов о современном
учителе. Оказалось, что, с точки зрения детей, учитель прежде всего
должен быть тонким психологом – быть внимательным к каждому, уметь
чувствовать настроение, поддержать, защитить, пожалеть, подсказать
выход из ситуации (84%).
В вопросе о главных умениях учителя мнения распределились следующим
образом: должен уметь понятно объяснять, увлекать ходом рассуждений,
вдохновлять на учебное творчество (98%); пользоваться компьютерной
техникой, интернетом, применять их на уроке (86 %); справедливо
оценивать работу, не выделять «любимчиков» (74%); давать интересные
домашние задания (71%).
Последние исследования говорят о том, что сегодня в школу
приходят все больше детей, у которых слабо выражена внутренняя позиция
школьника. Эта тенденция обусловлена, в частности, чрезмерной
нагрузкой, которая ложится на старших дошкольников с связи с
распространением программ раннего развития, выстроенным по лекалам
учебной деятельности. Как следствие, многим детям уже в первом классе
учиться не интересно. На что опереться в этой ситуации учителю? Этот
вопрос рассматривается в статье А.Обухова «Становление субъектности
младшего школьника в контексте образования» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО
И ПОСЛЕ», № 1 за 2014 год).
Особое внимание автор обращает на значимость эмоциональной поддержки
младшеклассников. Как показывают исследования, отчужденный,
безэмоциональный стиль общения наиболее негативно сказывается на
адаптации детей к школьной жизни.
Еще один ключевой фактор: обучение навыку саморефлексии. Автор
подчеркивает, что именно рефлексивный подход, «когда учитель
постоянно обращает ученика к осмыслению пройденного пути решения, к
пониманию границ своих возможностей и причин затруднений, позволяет
развить способность к осознанной работе на уроке».
Одна из самых острых проблем современной школы – агрессия и
насилие (в том числе психологическое) среди детей. По данным
европейских психологов, примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков 2–3 раза
в месяц становятся жертвами буллинга. При этом более половины детей
(55%) признаются, что они редко делятся такими проблемами со взрослыми.
А среди подростков 6–7 классов до 40% (!) отметили, что они не
сообщают взрослым о фактах травли.Как же ребята пытаются справиться с
буллингом?
Недавно российскими и литовскими психологами было проведено
исследование стратегий, которые используют подростки, столкнувшиеся с
травлей и другими трудными ситуациями. Результаты исследования
представлены в статье С.Хазовой и Н.Останкиной «Возрастная специфика
совладающего поведения подростков» («СИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ»,
№ 1 за 2014).
Выяснилось, что ученики пятых классов чаще всего используют стратегии,
ориентированные на отвлечение, подавление, вытеснение травмирующих
переживаний, регулирование эмоционального состояния: «Стараюсь
расслабиться, оставаться спокойным», «Смотрю телевизор, слушаю музыку»,
«Стараюсь забыть», «Играю во что-нибудь», «Прошу прощения или говорю
правду», «Мечтаю, представляю себе что-нибудь», «Обнимаю или прижимаю к
себе кого-то близкого, любимую вещь».
С возрастом спектр используемых стратегий расширяется. Так,
восьмиклассники нередко стараются решить проблему за счет анализа
ситуации и составления плана действий, многие школьники десятых классов
прибегают к стратегии переоценки ситуации в более позитивном ключе
(например, с точки зрения обретения ценного опыта),
одиннадцатиклассники чаще выбирают путь обращения к другим людям за
поддержкой.
Вместе с тем при переходе из основной в старшую школу ребята все больше
склоняются к стратегии избегания решения проблемы, что, на взгляд
авторов, обусловлено недостаточным развитием навыков активного
разрешения проблемных ситуаций. Примечательно, что наименее
используемой во всех возрастных группах оказалась стратегия «принятия
ответственности на себя».