Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Каким должен быть современный урок и современный учитель? Этим вопросам посвящена статья Веры Гольяновой и Марины Емельяновой «Урок как условие развития интереса к собственному образованию» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2014 год).
В публикации много дельных рекомендаций, авторы дают описание педагогических средств, которые выработаны в современной школьной практике.
В статье представлены также данные опроса лицеистов о современном учителе. Оказалось, что, с точки зрения детей, учитель прежде всего должен быть тонким психологом – быть внимательным к каждому, уметь чувствовать настроение, под­держать, защитить, пожалеть, подсказать вы­ход из ситуации (84%).
В вопросе о главных умениях учителя мнения распределились следующим образом: должен уметь понятно объяснять, увлекать ходом рассуждений, вдохновлять на учебное творчество (98%); пользоваться компьютерной техникой, интернетом, применять их на уроке (86 %); справедливо оценивать работу, не вы­делять «любимчиков» (74%); давать интересные домашние задания (71%).

Последние исследова­ния говорят о том, что сегодня в школу приходят все больше детей, у которых слабо выражена внутренняя позиция школьника. Эта тенденция обусловлена, в частности, чрезмерной нагрузкой, которая ложится на старших дошкольников с связи с распространением программ ранне­го развития, выстроенным по лекалам учебной деятельности. Как следствие, многим детям уже в первом классе учиться не интересно. На что опереться в этой ситуации учителю? Этот вопрос рассматривается в статье А.Обухова «Становление субъектности младшего школьника в контексте образования» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 1 за 2014 год).
Особое внимание автор обращает на значимость эмоциональной поддержки младшеклассников. Как показывают исследования, отчужденный, безэмоциональный стиль общения наиболее негативно сказывается на адаптации детей к школьной жизни.
Еще один ключевой фактор: обучение навыку саморефлексии. Автор подчеркивает, что именно рефлек­сивный подход, «когда учитель постоян­но обращает ученика к осмыслению пройденного пути решения, к пониманию границ своих возможностей и причин затруднений, позволяет развить способность к осознанной работе на уроке».

Одна из самых острых проблем современной школы – агрессия и насилие (в том числе психологическое) среди детей. По данным европейских психологов, примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков 2–3 раза в месяц становятся жертвами буллинга. При этом более половины детей (55%) признаются, что они редко делятся такими проблемами со взрослыми. А среди подростков 6–7 клас­сов до 40% (!) отметили, что они не сообщают взрослым о фактах травли.Как же ребята пытаются справиться с буллингом?
Недавно российскими и литовскими психологами было проведено исследование стратегий, которые используют подростки, столкнувшиеся с травлей и другими трудными ситуациями. Результаты исследования представлены в статье С.Хазовой и Н.Останкиной «Возрастная специфика совладающего поведения подростков» («СИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», № 1 за 2014).
Выяснилось, что ученики пятых классов чаще всего используют стратегии, ориентированные на отвлечение, подавление, вытеснение травмирующих переживаний, регулиро­вание эмоционального состояния: «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «Смотрю телевизор, слушаю музыку», «Стараюсь забыть», «Играю во что-нибудь», «Прошу прощения или гово­рю правду», «Мечтаю, представляю себе что-нибудь», «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь».
С возрастом спектр используемых стратегий расширяется. Так, восьмиклассники нередко стараются решить проблему за счет анализа ситуации и составления плана действий, многие школьники десятых классов прибегают к стратегии переоценки ситуации в более позитивном ключе (например, с точки зрения обретения ценного опыта), одиннадцатиклассники чаще выбирают путь обращения к другим людям за поддержкой.
Вместе с тем при переходе из основной в старшую школу ребята все больше склоняются к стратегии избегания решения проблемы, что, на взгляд авторов, обусловлено недостаточным развитием навыков активного разрешения проблемных ситуаций. Примечательно, что наименее используемой во всех возрастных группах оказалась стратегия «принятия ответственности на себя».

Рейтинг@Mail.ru