Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

АВТОПОРТРЕТ НА ФОНЕ ДЕТЕЙ


Печатникова Людмила

Профессиональное амплуа учителя: как его определить?

Опросник, который позволяет узнать свои сильные и слабые стороны в отношениях с классом

Вкаждом учителе, вне зависимости от того, какой предмет он преподает, живет человек, увлеченный той или иной областью знаний, стремящийся открыть ее для учеников. А еще педагог сосредоточен на развитии ребенка. А еще – знаток скрытых мотивов поведения, особенностей того или иного склада детского характера. А еще, еще, еще!..
Французский психолог и педагог Жак Нимье придумал небольшой опросник, позволяющий учителю понять какие аспекты взаимодействия с классом для него наиболее актуальны в данный момент. 

 Правила

Важно помнить, что опросник не тест, тут нет правильных и неправильных ответов. Это лишь повод задуматься о том, что с нами происходит, и, поняв, в какой точке находимся, решить, в каком направлении делать следующий шаг.
Наконец, следует признать, что ответы и итоги, как правило, сиюминутны. Речь идет про взаимоотношения с этими детьми (кстати, в случае затруднения с выбором варианта полезно бывает думать не про всю свою педагогическую деятельность, а про один конкретный класс или учебную группу) в данный период времени (весна, начало предэкзаменационного марафона, накопившаяся усталость, победы на олимпиадах…).

Приступим

Перед вами 23 фразы. Выберите те формулировки, которые кажутся вам верными или скорее верными, чем нет. Количество выборов не ограничено. Важно понять: согласен (хотя бы в общих чертах) или категорически возражаю.

1. Заниматься своим предметом (исследовать, читать специальную литературу, решать сложные задачи…) мне интереснее, чем преподавать.
2. В первую очередь мне важно, чтобы мои ученики были успешными, чтобы у них все получалось.
3. Я разрешаю ученикам жевать жвачку на уроке.
4. Я стараюсь проверить все письменные работы учеников.
5. Мне важно объединять учеников класса, мне важно, чтобы не было отчуждения между детьми, а также между мною и учениками.
6. Мне нравится, когда ученики приходят ко мне поговорить о личных проблемах.
7. Я разрешаю ученикам в определенных ситуациях перемещаться по классу самостоятельно, не спрашивая меня.
8. Я разрешаю ученикам перебивать меня.
9. На моих уроках чаще всего тишина невозможна.
10. Мне неприятно чувствовать сопротивление детей по отношению к моим действиям, в какой бы форме это сопротивление ни выражалось.
11. Для меня отношения с учениками важнее, чем знание ими предмета.
12. Мне приятно, когда ребята мною довольны, им нравятся мои уроки.
13. Я разрешаю детям обращаться ко мне без отчества (на «ты»).
14. Я замечаю, что, если ученики слышат от меня резкое «не знаю», они бывают ошеломлены, обескуражены.
15. Мне важно дать почувствовать ученикам, что можно пользоваться своим интеллектом, можно мыслить.
16. Учителя русского языка и литературы всегда лучше знают учеников.
17. Иногда мне кажется, ученики слишком загружают меня, их слишком много, чтобы я мог(ла) уделить внимание каждому.
18. Я регулярно задаю ученикам на дом, чтобы их контролировать.
19. В моей практике встречались классы, которые были настроены достаточно агрессивно по отношению ко мне.
20. Я часто вхожу в класс с определенным предчувствием.
21. В начале учебного года у меня частенько случаются различные проблемы со здоровьем: болит голова, желудок, горло.
22. Я избегаю физического контакта с учениками (не глажу по голове или по плечу, не беру за руку…).
23. Мне нравится обращать внимание детей на то, как они говорят, на точность выражения мысли.

Ключ

Самое трудное, конечно, не подглядеть заранее, на что намекает каждое предложение. Итак, в том, как педагог выстраивает отношения с учениками, можно выделить три основные тенденции, линии, каждая из которых имеет свои полюса, взаимно противоположные позиции. Некоторые утверждения свойственны разным позициям. Имеет смысл обратить внимание на контекст выбора.
Первая пара противоположностей лежит на оси «анархия – диктатура».
Тезисы под номерами 2, 4, 5, 18, 23 – это позиция лидера успешной команды, предметника, хранителя и распространителя культурных норм. Но в то же время дотошного контролера. Здесь есть один подводный камень: слишком сильный лидер и гиперответственный контролер приучает свою команду к пассивности, провоцирует детей исполнять роль марионеток.
Тезисы под номерами 3, 7, 10, 17, 19 – поведение старшего друга, дающего ученикам опыт свободы, в том числе опыт противостояния, обретения своей позиции. Очевидно, увлекшись этой ролью, педагог рискует оставить детей без какой бы то ни было точки опоры, без внятных правил игры.
Вторая пара ролей связана тем, какая дистанция комфортна для учителя во взаимоотношениях с детьми.
Тезисы под номерами 6, 7, 8, 11, 13 – в педагоге живет заботливый и внимательный родитель, обеспечивающий ученикам эмоционально комфортную обстановку. И почти никаких требований. Снова риск…
Тезисы под номерами 9, 14, 17, 19, 22 – свойственны учителю, сохраняющему дистанцию с учениками, организатору ситуаций, провоцирующему самостоятельную деятельность ребят. Увы, отстраненность, бывает, граничит с отчужденностью.
Наконец, третья пара позиций – это степень доверия или напряженности педагога во взаимоотношениях с классом.
Тезисы под номерами 6, 11, 12, 16, 20 – позиция психолога, умеющего выстраивать личные отношения с учениками. Важно только, чтобы при этом не пострадали интересы преподаваемого предмета.
Тезисы под номерами 1, 4, 10, 15, 21 мнение предметника, интеллектуала, развивающего в первую очередь детское мышление, порой вопреки сиюминутным интересам учеников. И отчасти «заслоняющегося» от учеников предметом.
Разумеется, в каждом учителе в той или иной степени представлены все позиции (почти все). Самое интересное – в какой пропорции? Что преобладает? Что вам не свойственно? Сложившаяся картинка устраивает или хочется что-то изменить?

Общественное мнение

Приведенную выше анкету уже заполнили 4000 педагогов Европы. Любопытно, каков их выбор?
Сначала пройдемся по основным тенденциям. В центре внимания – степень свободы, которую учитель должен предоставить детям. Педагог гораздо чаще чувствует себя лидером, чем старшим другом: 99,2% против 80%. Самый большой разрыв, максимальное напряжение. На втором месте?– степень внутренней свободы самого педагога. И здесь преобладает тревожность, скованность, хотя и ненамного: 97% выборов в группе предметников и 92% у психологов. С точки зрения дистанции никаких сюрпризов: родителем учитель чувствует себя чаще, чем организатором (79% и 73%).

Теперь детали.

В роли лидера педагог полон противоречий. Прежде всего он обязан регулярно задавать что-нибудь на дом (№18 – 31,6%) и, конечно, поддерживать единство коллектива, командный дух (№5 – 27,6%). При этом с утверждением №4 (регулярная проверка работ) соглашаются всего 16,5% (внимание к речи учеников популярнее: №23 – 18,7%; замечание сделать, уточнить, переспросить – дело пары секунд). Почему задающих на дом вдвое больше, чем старательно проверяющих? Скажете, невозможно читать ежедневно пачки тетрадей и листочков? А решить 5–6 задач за вечер, потом написать сочинение и ответить на вопросы по парочке параграфов из разных учебников? Двойные стандарты…
Вызывающий наибольшие сомнения в этой группе тезис №2 – всего 4,7%. Успех ученика, конечно, зависит не только от педагога (родители, среда, характер…), и большинство учителей не хотят (не могут) брать на себя полную ответственность за победу каждого ребенка в школьном марафоне. С другой стороны, если все рычаги управления в одних руках, то с кого и спрашивать результат?
Переходя на позицию старшего друга, учитель стремится не ограничивать личную свободу детей, не делать замечаний по мелочам (утверждение №3 признали верным 34,6%, №7 – 29,4%). Несмотря на активные дискуссии по поводу школьной агрессии, утверждение №19 признали верным всего 0,7% респондентов. Опять-таки вопреки бесконечным жалобам на перегрузку, только 3,5% педагогов устали именно от детей (тезис №17).
Самый популярный тезис предметников, собравший в опросе в целом максимальное количество голосов (№10 – 54,4%), про то, как неприятно чувствовать сопротивление учеников. Даже если ведешь их к благой цели. Можно ли избежать насилия и – оборотная сторона медали – самому не чувствовать смутного беспокойства? Один из вариантов – массовая поддержка утверждения №15 (25,1%). Удовольствие от процесса мышления, растущая уверенность в себе, радующие результаты. И ребята войдут во вкус. Тем более что педагог разговаривает с ними о том, что его самого искренне интересует (тезис №1 – 38,5%). Наверное, поэтому, несмотря на некоторую настороженность, не так много учителей внутренне не готовы войти в класс (предложение №21 – 1,8%).
Как психолог учитель, доверившийся детям, готов обсудить с ними внепредметные проблемы (утверждение №6 – 45,4%). В этой ипостаси он ценит личный контакт (тезис №11 – 20,2%), чувствует настроение аудитории (№20 – 6,5%), хотя не рассчитывает только на положительные эмоции класса (№12 – 2,7%). Именно на эмпатичных, сочувствующих преподавателей порой «выливается» скопившееся у детей напряжение. И взрослые часто готовы к этому. Вне зависимости от преподаваемого предмета (№16 – всего 0,2%).
Как бы ни был силен в педагоге инстинкт родителя, фамильярность в обращении не приветствуется (тезис №13 поддержал всего 1% опрошенных, утверждение №8 – 14%). Гораздо важнее внимание к ребенку, уважение его личной свободы (тезисы № 6 и 7 – см. выше).
Как только в педагоге просыпается организатор, тишина на уроке перестает казаться такой уж серьезной проблемой (утверждение №9 поддержали 36,2%). В самом деле, учитель не читает лекций – дети работают самостоятельно, обсуждают проблемы с одноклассниками. Преподаватель позволяет себе говорить классу «не знаю», вызывая изумление и провоцируя независимый поиск истины (тезис №14 – 22,7%). Отстраненность, кстати, не всегда приводит к отчужденности (с утверждением №22 согласны полпроцента опрошенных).

Подведем итог

Ради чего потрачено время на выбор тезисов, на чтение комментариев? Ради возможности задуматься, в какой роли мы себя чувствуем наиболее комфортно, а какую хотели бы играть пореже. Как прийти к идеальному соотношению – отдельный вопрос.
Еще одно приобретение: признание того, что мы можем быть полезны детям в любой роли. Контроль над ситуацией в классе необходим для продуктивной работы, а предоставление ученикам некоторой самостоятельности полезно для их развития. Нет учителя, у которого не сложились бы дружеские отношения с отдельными учениками, но без соблюдения определенных формальностей делового общения тоже не обойтись.
И вот в такой неустойчивой, неопределенной ситуации приходится педагогу обретать равновесие, личную гармонию. А что еще остается?

Рейтинг@Mail.ru