Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Досова Любовь, Кантеева Оксана

Методический КВН – семь цветов мастерства!

Учителя школы № 1 города Черногорска (Республика Хакасия)предлагают повысить профессиональную квалификацию весело и в команде

Учителя привыкли к утверждению, что каждому ребенку для  пробуждения познавательной активности необходимо создавать специальные условия. А как быть с самими учителями? Неужели высиживание на лекциях в институте повышения квалификации – лучший способ обучения взрослых? На самом деле учителя, как и ученики, предпочитают более интерактивные, творческие формы работы… И многое может сделать школьный коллектив своими силами. 

Цели и задачи

Самое главное – дать возможность учителям сделать что-то вместе. Причем не рутинную работу, а нечто особенное, творческое, веселое. И шуточный настрой не мешает игрокам знакомиться с новым, вспоминать и переосмысливать различные теоретические премудрости и даже в очередной раз определяться с ценностями и приоритетами.

Организация процесса

Педагоги-игроки делятся на команды и готовят «визитки» – вступительные представления. Те, кто решил стать жюри, – тоже команда, им тоже понадобится «визитка». Чтобы все попробовали себя в игре, творчестве, может быть, отчасти шутовстве. Не всем учителям это легко дается. Игра строится как путешествие по радуге. Каждому конкурсу присваивается определенный цвет – одна из граней мастерства.  Важный организационный момент: пока игроки готовятся к представлению того или иного задания, публику в зале развлекают и просвещают Историк и Архивариус, учителя-добровольцы, подготовившие интересные истории о развитии Просвещения, об известных педагогах.

Первый конкурс – красная дуга: заряжаемся энергией

Разминка – серии вопросов, по одному на команду. Первый заход попроще: «Работе каких специалистов всегда мешают перемены?», «Девизом каких профессионалов может стать строка из песни: «Я в сотый раз опять начну сначала…»?», «Представители какой профессии всё время задают вопросы, на которые сами знают ответы?», «Как перевести итальянское слово «маэстро»?». Ответ все время один и тот же: «Учитель».
Вторая группа вопросов – про синонимы к слову «учитель»: «Как называли в Древнем Риме учителя, обучавшего детей правописанию (грамматик)? Чтению (литератор)? Арифметике (калькулятор)?», «Как в Древних Афинах называли раба, сопровождавшего мальчика в школу (педагог)?», «Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом» (учитель)?».
Важно не только догадаться (благо несложно), но и остроумно обосновать свою версию. Возможность иронично отнестись к себе, взглянуть на любимую профессию со стороны.

Второй конкурс – оранжевая дуга: овладеваем современной терминологией

Переходим к серьезным предметам. Теперь ответом на вопрос должен стать тот или иной профессиональный термин. Особенно это полезно в наши дни, когда на учителей свалилась целая куча новых слов и разобраться в ней не так просто.
Вот парочка примеров: «Принцип интеграции содержания образования как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, что обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Что это (метапредметность)?», «Система теоретических знаний и способов их применения в конкретных ситуациях, система ценностных ориентаций и интегративных показателей культуры человека (компетенция)?», «Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности (методология)?».
По поводу отгаданных терминов Историк и Архивариус напомнят аудитории, что метапредметное обучение в нашей стране было широко распространено сразу после Октябрьской революции. Называлось это тогда методом проектов. С маленькими детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. С детьми постарше проводили экскурсии, диспуты. В 30-е годы метод проектов жестко осудили. Проекты, метапредметное обучение вернулись в школы уже в XXI веке. Готовы ли мы сегодня к подобного рода переменам?

Третий конкурс – желтая дуга: определяемся с приоритетами

Чем дальше, тем больше мы уходим от однозначных ответов. Команды получают цитаты «великих» с пропущенными словами. Нужно предложить свою версию заполнения пропуска и по возможности убедить жюри в правомерности решения, даже если классик когда-то совсем по-другому высказался.  
К примеру, Альберт Эйнштейн всегда считал, что «выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а… (собственным трудом и его результатами)». Эразм Роттердамский писал, что «мы три орудия имеем к учёности: разум, память и… (старание)». Исследования подтвердили истинность древнего изречения: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я… (действую), я учусь».

Четвертый конкурс – зеленая дуга: интерпретируем методикии технологии

Команды вытаскивают по одной репродукции более или менее известных картин: Дмитрий Пускин, «Дополнительные занятия в школе»; Владимир Маковский, «В сельской школе»; Николай Богданов-Бельский, «Устный счет»; Олег Шелудяков, «Урок немецкого»… Задание довольно неожиданное: определить, какая педагогическая технология изображена художником.
Принимаются любые версии (самостоятельная и групповая работа, работа с разновозрастными группами, наглядные методы обучения…), разумеется, с доказательствами. Тут-то и станет ясно, какими технологиями учителя действительно владеют, как интерпретируют те или иные термины. А наблюдательный завуч поймет, на какую тему провести следующее методическое совещание.
Пока команды готовятся, Историк может рассказать про замечательного педагога Сергея Александровича Рачинского, изображенного на картине Николая Богданова-Бельского. Профессор Московского университета в родном селе создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счету, прививая деревенским ребятишкам основы математического мышления. На картине можно разглядеть, что написано на классной доске: длиннющий пример. Решат ли его хотя бы учителя математики – в уме?  

Пятый конкурс – голубая дуга: устанавливаем связи

Командам предлагается потренировать ассоциативное мышление. Игра в кроссенс (слово, похожее на «кроссворд», только пересекаться должны не слова, а смыслы). Теперь учителя получают сразу несколько картинок (разложенных в заранее продуманном порядке, в два или три ряда), и нужно построить цепь ассоциаций между соседними изображениями (по горизонтали – справа и слева, по вертикали – вверху и внизу).
Вот, к примеру, четыре фотографии: птица, Гагарин, самолет и автомобиль. Слева от космонавта – птица. Их объединяет способность летать. Под птицей – самолет. Повторяться нельзя, поэтому придумаем новую общность – крылья. Справа от самолета – автомобиль. Обе фотографии изображают транспорт. Снова возвращаемся к Гагарину (над автомобилем). Сразу вспоминается знаменитое «Поехали!».
Разумеется, принимаются любые разумно прокомментированные варианты ответов.
В заключение учителя обсуждают, как применить освоенный прием на уроках. Скажем, для проверки пройденного (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока); для формулировки темы и цели урока (найдите связь между изображениями на доске и догадайтесь, чем мы будем заниматься); для обобщения и закрепления материала (учитель предлагает кроссенс, состоящий из картинок, которые появлялись в ходе урока); для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). А еще можно составлять кроссенсы по поводу всяких праздничных дат и юбилеев.
Если игра увлекла педагогов, они непременно поделятся ею с учениками.
Есть один нюанс: расшифровывать кроссенс и составлять его – огромная разница. И чтобы учителя смелее предлагали детям оба способа работы, можно предложить им самим сложить ряд картинок: положить целый ворох фотографий (они должны быть простые, с небольшим количеством объектов: лицо, вещь) или разрешить на несколько минут прибегнуть к помощи интернета.
Получится, скажем, такой набор: в верхнем ряду – циферблат часов, ежедневник, компакт-диск; в нижнем – собака, роликовые коньки, гитара. Идеи организации времени, хранения информации, широты интересов (музыка, животные) и стремительного движения. Довольно характерно для вечно занятых педагогов, разрывающихся между работой, семьей и свободой.

 Шестой конкурс – синяя дуга: ищем оптимальное решение проблемы

Командам предлагаются так называемые открытые задачи, для которых можно предложить несколько вариантов решения, но над каждым придется поломать голову, уж слишком необычна поставленная проблема. По сути, вся наша жизнь – сборник открытых задач. И хорошо бы научиться их решать как взрослым, так и детям.
Вот пример, как раз по сезону, весенний: в гнезде на дереве вывелись птенцы. Их писк слышен не только родителям, но и соседскому коту, который ходит кругами вокруг дерева, надеется на легкую добычу. Как помочь птицам? Как сделать так, чтобы кот не добрался до гнезда?
На всякий случай подсказываем одну из возможностей: обернуть ствол дерева жестяным кольцом, чтобы агрессор не мог забраться наверх.
Вот вторая задачка: государственной религией Королевства Тонга (Океания) является методизм. По его канонам выходной день – воскресенье. Запрет работать в воскресенье закреплен конституцией. В то же время на Тонга много «адвентистов седьмого дня», для которых воскресенье – обычный рабочий день, а отдыхать надо в субботу. И это требование свято! Никаких отступлений не допускает ни одна конфессиональная группа. Что делать чиновникам, желающим избежать конфликтов?
Снова подсказка: в конституции не сказано, что все группы должны жить по одному календарю. Значит, в стране могут мирно сосуществовать два календаря, по которому суббота у адвентистов совпадает с воскресеньем.
Другие хитрые задачки можно найти в интернете, к примеру, на сайте http://www.trizway.com/.
В предлагаемых командами версиях нужно оценить не только практичность, но и оригинальность, красоту решения.

Седьмой конкурс – фиолетовая дуга: просто радуемся

Финал должен быть жизнеутверждающим. Коллективное исполнение школьного гимна или, если его пока нет, сочиненной к случаю песни. Жюри, подводя итоги, обещает, что переменная облачность не испортит общего хорошего настроения, но не исключены приятные головокружения от успехов.

Рейтинг@Mail.ru