Педагогика переменного лидерства
Сегодня можно стать учителем, осваивая предмет с теми, кого учишь
Часто говорят: в системе образования работают некомпетентные
люди. А в чем она, компетенция учителя, – в знании предмета? В умении
объяснить его? Или не то и не другое, а способность так провести
занятие, чтобы роль учителя была полностью незаметна? Подойдем к этой
теме с неожиданной стороны.
«Я не люблю задачи на
понимание»
Может ли хорошо учить человек, не сильно разбирающийся в
предмете? Оставим за скобками знание правил, определений, терминов,
формул – всего того, что есть в учебнике и методичке. Не о таком
«разбирается» речь. А о мышлении в предмете, о культуре умений. Ведь
когда только один учитель математики в школе (обычной) способен решить
олимпиадную задачу или задачу С-6, хочется спросить: а что там делают
остальные? Те, кто обычно умеет находить правильный ответ, особо не
вникая в содержание задач и заданий.
Понятно – работают. Причем не зря. На сайте d3.ru есть раздел, где
представители разных занятий и профессий обсуждают превратности своей
работы. На днях сообщество всколыхнуло признание учителя-репетитора в
том, что он «не сильно рубит» в предмете, тем не менее востребован уже
более 10 лет. Мол, большинство заданий выполняются по простейшим
алгоритмам, натаскать к сдаче теста можно любого, как и научить
работать с учебником. К тому же практически никто не хочет понимать
суть, все хотят сдать. За то и платят: за способность помочь и
поддержать ученика.
Последовали очевидные возражения: да вы просто шустрый предприниматель,
да между вами и понятием «учитель» нет общих точек… Однако автор поста
и не собирался скрывать: у него нет специального образования, а предмет
он выучил только через частные уроки. Тем не менее большинство его
учеников хорошо сдают – при условии, что выполняли дома его задания.
Феномен: предмету можно научиться у своих же учеников, причем за их
деньги и при обоюдном удовольствии: «Для меня самая большая похвала,
если после 90 минут ученик скажет: что, уже время кончилось? Как
быстро!» – пишет автор поста.
И вот его секреты. Недостаток знаний компенсируется небольшими
импровизациями. Если преподаешь группе, нужно спросить других. Если не
знаешь ответа на поставленный вопрос, то надо описать все проблемы,
которые могут быть причастны к решению, и предложить подумать самому.
Можно сказать, что ты забыл эту тему; можно сказать, что ответ займет
много времени, а ведь ты заинтересован получить больше помощи в
отведенное время, не так ли?
Прямая цитата: «Вначале я пытался как можно больше объяснить и сделать,
но понял, что спешка отпугивает, и стал учиться быть медленным,
обстоятельным. Потом я научился говорить, что некоторые задачи я не
могу решить с наскока, но можно вместе подумать. Убедился, что не надо
сразу ставить план всему занятию, а начинать с простого и ни в коем
случае не показывать ответвления проблемы (варианты и трудности), это
может запугать, а дети и так запуганы учителями в школе. Вскоре они
сами начнут стремиться сделать больше… Понял, что прямой взгляд в
глаза, а вслед за тем в сторону места обучения (стол) делает нас более
целеустремленными».
Как видим, помогать людям учиться – даже за деньги – можно, имея низкие
ресурсы, руководствуясь технологией аd hoc – «по месту», делая акцент
на сотрудничестве.
Странные чувства, которые
охватывают good teacher
Казалось бы, человек без диплома, занимается теневым
образованием, о чем говорить? Не скажите. Ведь идеальный вариант –
«глубокое знание предмета + дидактическая одаренность + организаторские
данные» – явление редкое. Зато частое – выдавать себя за непогрешимого
специалиста, компетентного во всех трех ипостасях, – это и обман, и
самообман чистой воды. На этом фоне откровения «профанного учителя» как
нельзя кстати. Он не знает и признается в этом, он не умеет и не
скрывает, он даже пишет безграмотно (орфографию мы исправили. – Ред.).
Но на чем тогда он едет? Исключительно на внимательности к ученику, она
поддерживает больше всего; на стремлении, чтобы он не зря провел с ним
время (драгоценная черта педагога). Наконец, он учится, когда учит.
Учится вместе с тем, кого обучает, и так накапливает знания.
Да, диплом дает нам право учить – но это только условие, возможность
учить. Можно и не учить. Особенно сегодня, когда спрашивают высокий
результат, абсолютно не интересуясь процессом. Тут просто – взять
родителей в ежовые рукавицы и добиться репетиторов. На то и отбор в
усиленные школы и повышенные классы.
Цели рулят. Вот кто у нас сегодня субъект управления? Мало кто скажет:
класс, ребенок. Это никому не нужно – дети, влияющие на процессы своего
образования и управляющие ими, – ужас. Хотя в законе про индивидуальные
стратегии много написано.
И выходит, что понятие «хорошо подготовленный учитель» сегодня очень
размыто. Тот факт, что «профанный учитель» может рассказать что-то
полезное дипломированному, не должен смущать.
Ситуация вполне рабочая, на языке дидактики она читается так:
взаимообучение, когда более знающие обучают других (ланкастерская
система); методика Ривина (обучение в парах сменного состава),
позволяющая организовать освоение содержания, которым участники не
владеют; Като Ломб и ее способ изучения нового через его преподавание.
И в целом будущее – за партнерством с переменным лидерством.