Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Брунштейн Илья

Голос, дарящий свет

Опыт санкт-петербургской школы-интерната № 1 показывает, чем может стать для незрячих детей школьное радио

Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей №1 им. К.К.Грота в Санкт-Петербурге – первое и старейшее в России учебное заведение для слепых детей. Оно начинает свою историю в 1881 году, когда известный политический и общественный деятель Константин Карлович Грот открыл школу для 10 слепых мальчиков. Их учили чтению, письму, счету и ремеслам, одаренные дети занимались музыкой. Сегодня это большая современная школа – открытая и стремящаяся к общению со всем миром. Каким образом? Об этом – в нашем репортаже.

Радио, которое объединяет и развивает

С декабря 2008 года учащиеся и преподаватели санкт-петербургской школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей им. К.К.Грота – гости и ведущие передачи «Переступая тьму» на «Радио Мария». Мир радиовещания так увлек мальчишек и девчонок, что в учебном заведении решили организовать собственную радиостудию. С помощью спонсоров эта идея была реализована. В апреле 2012 года в школе появилось собственное СМИ – «Радио Грота».
Инициатором и вдохновителем создания школьного радио стал директор учебного заведения заслуженный учитель РФ А.В.Мухин.
А воплощает ее Мария Валерьевна Быкова, главный редактор «Радио Грота», старший преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. В начале нашей встречи она рассказала:
– Незрячим и слабовидящим людям доступны многие жанры искусства, и все же хотелось бы отметить особое значение радиовещания. В радиопередачах отсутствует зрительный ряд. А значит, слепые и зрячие слушатели находятся в равном положении. Радио не только информирует и развлекает, но и объединяет людей с разными жизненными судьбами. Оно становится важнейшим средством реабилитации.
Мария Быкова приезжает в школу два раза в неделю. Она проводит индивидуальные и групповые занятия с юными радиожурналистами, осуществляет с ними запись радиопередач. «Радио Грота» выходит два раза в месяц, продолжительность каждой программы – десять минут. Радиотрансляции проходят во время перемен, чтобы не мешать учебному процессу. Познакомиться с работой радиожурналистов вы можете на сайте школы-интерната www.grot-school.ru в разделе «Радио».
В школе и раньше существовала радиотрансляция, ученики вместе с педагогами дополнительного образования пытались создавать радиопередачи. Но из-за отсутствия необходимого оборудования не было возможности осуществлять запись и монтаж программ. Кроме того, нужен был специалист по организации радиовещания: дети разные, у некоторых, кроме проблем со зрением, имеется и целый ряд других физических ограничений, довольно часто встречаются проблемы с дикцией, поэтому при записи программ часто приходится делать много дублей. А главная задача школьного радио – помочь детям овладеть искусством общения, умением вести дискуссию, четко выражать свои мысли: для незрячих и слабовидящих людей зрительный контакт с собеседником невозможен или существенно затруднен, и тут коммуникативные навыки имеют решающее значение.

Жизнь на слух

Значительное место в радиопрограммах занимают школьные события и мероприятия. Специальные передачи к календарным праздникам и памятным датам, рассказы о выпускниках школы-интерната и об интересных людях, посещающих школу.
Из самых последних – вице-губернатор Санкт-Петербурга и немецкая журналистка с Берлинского радио. Темы подсказывает жизнь: Олимпийские игры в Сочи, вывод советских войск из Афганистана, годовщина снятия блокады Ленинграда – на запись охотно приходят живые свидетели событий.
Передачи «Радио Грота» записываются не только в школьной студии. После посещения юными радиожурналистами петербургского театра «На Литейном» в эфир вышло сразу две программы. Одна из них была посвящена спектаклю с необычным названием «Самый легкий способ бросить курить», вторая – актрисе театра Марии Цветковой. И в целом это школьное радио заинтересовало своей работой многих небезразличных горожан Санкт-Петербурга. На всероссийском конкурсе радиоредакций «УниверСити 2012/13» репортаж юной журналистки школы Екатерины Шлема завоевал специальный приз «За умение увидеть и выразить мир в звуке».
Несмотря на то что особые дети смогли на равных состязаться со студенческими редакциями, главные цели радио по-прежнему педагогические:
– Мы смогли заинтересовать своей работой учащихся разных возрастных групп, с разными интересами, – отмечает Мария Быкова. – Когда я иду по коридорам школы, то нередко замечаю, что даже первоклассники «играют в радио», пытаются скопировать голоса наших ведущих и корреспондентов.
Например, радиоведущей Анастасии Латышкиной. Ей семнадцать лет, она учится в девятом классе.
– Я незрячая с рождения. Может быть, я что-то и видела в младенчестве, но об этом у меня не сохранились воспоминания, – рассказывает девушка.
В детстве Насте пришлось перенести несколько тяжелых глазных операций. Родители стремились сделать все возможное, чтобы их дочь могла визуально воспринимать окружающий мир. Но усилия врачей оказались тщетными.
– Интерес к работе на радио появился у меня, еще когда «Радио Грота» не существовало, но выходила ежемесячная программа «Переступая тьму», – продолжает Настя. – Бессменными ведущими были руководитель нашего школьного музея Ольга Александровна Жданкова и выпускник школы Игорь Валерьевич Воробьев. Моим учителем в радиожурналистике стала Ольга Александровна. Она нас всех сплотила вокруг своего музея.
Подготовка к передачам и проходила в школьном музее. Анастасия вспоминает о первой программе на «Радио Мария», она была посвящена творчеству Владимира Высоцкого. Настя расспрашивала учеников школы, поклонников Высоцкого, об их кумире. А вскоре и сама Анастасия Латышкина стала героиней программы «Как я воспринимаю окружающий мир» – о том, как представляют окружающую действительность незрячие с рождения люди. Она вспоминает:
– Я рассказала, что умею распознавать людей по их запаху и походке, а также определять настроение по голосу. Однажды в школе со мной утром поздоровалась воспитатель. И я сразу же определила, что у нее что-то случилось. По одному слову! Потом узнала, что заболела ее любимая собака.
Настя мечтает учиться в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций и в дальнейшем стать радиоведущей. Осуществимы ли эти планы? Сейчас в этом вузе нет незрячих студентов, но никто не отрицает, что инвалиды по зрению могут осваивать самые разные специальности.

Ответственный разговор

Программа «Переступая тьму» на «Радио Мария» в отличие от «Радио Грота» выходит в прямом эфире. И работа в прямом эфире, и запись радиопрограмм накладывают свой отпечаток на работу ведущих и корреспондентов. Учащимся петербургской школы-интерната предоставляется уникальная возможность познакомиться с обеими формами радиожурналистики. Я познакомился с записями нескольких программ. Нельзя не заметить способность ребят вдумчиво и деликатно говорить на самые сложные, болезненные и даже трагические темы, как в передаче, посвященной памяти ушедшего из жизни одноклассника. Дети сами отвечают на вопросы прямого эфира в конце передачи.
Одна из программ, вызвавшая наи­больший интерес слушателей, была посвящена Санкт-Петербургскому музы­каль­но-педагогическому училищу: немало выпускников школы-интерната имени К.К.Грота получили среднее профессиональное образование именно здесь, а затем продолжили обучение в высших учебных заведениях. Однако дискуссия, в которую включились ребята из школы Грота, показала, что инклюзивное образование хорошо, если оно профессиональное, а вот общее образование детям с особыми потребностями лучше получать в специальных школах, «среди своих». Разумеется, контакты с относительно здоровыми ровесниками тоже важны.
…Собственно, ради контактов эти истории с радио и затевались. Необозримый, к тому же невидимый для ребят мир на скорости звука становится доступнее. Он откликается, на него можно повлиять – и почувствовать себя увереннее.

Рейтинг@Mail.ru