РЕПОРТАЖ
Голос, дарящий свет
Опыт санкт-петербургской школы-интерната № 1 показывает, чем может стать для незрячих детей школьное радио
Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей №1 им.
К.К.Грота в Санкт-Петербурге – первое и старейшее в России учебное
заведение для слепых детей. Оно начинает свою историю в 1881
году, когда известный политический и общественный деятель
Константин Карлович Грот открыл школу для 10 слепых мальчиков. Их учили
чтению, письму, счету и ремеслам, одаренные дети занимались
музыкой. Сегодня это большая современная школа – открытая
и стремящаяся к общению со всем миром. Каким образом? Об этом – в нашем
репортаже.
Радио, которое
объединяет и развивает
С декабря 2008 года учащиеся и преподаватели
санкт-петербургской школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей
им. К.К.Грота – гости и ведущие передачи «Переступая тьму» на «Радио
Мария». Мир радиовещания так увлек мальчишек и девчонок, что в учебном
заведении решили организовать собственную радиостудию. С помощью
спонсоров эта идея была реализована. В апреле 2012 года в школе
появилось собственное СМИ – «Радио Грота».
Инициатором и вдохновителем создания школьного радио стал директор
учебного заведения заслуженный учитель РФ А.В.Мухин.
А воплощает ее Мария Валерьевна Быкова, главный редактор «Радио Грота»,
старший преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета. В начале нашей
встречи она рассказала:
– Незрячим и слабовидящим людям доступны многие жанры искусства, и все
же хотелось бы отметить особое значение радиовещания. В радиопередачах
отсутствует зрительный ряд. А значит, слепые и зрячие слушатели
находятся в равном положении. Радио не только информирует и развлекает,
но и объединяет людей с разными жизненными судьбами. Оно становится
важнейшим средством реабилитации.
Мария Быкова приезжает в школу два раза в неделю. Она проводит
индивидуальные и групповые занятия с юными радиожурналистами,
осуществляет с ними запись радиопередач. «Радио Грота» выходит два раза
в месяц, продолжительность каждой программы – десять минут.
Радиотрансляции проходят во время перемен, чтобы не мешать учебному
процессу. Познакомиться с работой радиожурналистов вы можете на сайте
школы-интерната www.grot-school.ru в разделе
«Радио».
В школе и раньше существовала радиотрансляция, ученики вместе с
педагогами дополнительного образования пытались создавать
радиопередачи. Но из-за отсутствия необходимого оборудования не было
возможности осуществлять запись и монтаж программ. Кроме того, нужен
был специалист по организации радиовещания: дети разные, у некоторых,
кроме проблем со зрением, имеется и целый ряд других физических
ограничений, довольно часто встречаются проблемы с дикцией, поэтому при
записи программ часто приходится делать много дублей. А главная задача
школьного радио – помочь детям овладеть искусством общения, умением
вести дискуссию, четко выражать свои мысли: для незрячих и слабовидящих
людей зрительный контакт с собеседником невозможен или существенно
затруднен, и тут коммуникативные навыки имеют решающее значение.
Жизнь на слух
Значительное место в радиопрограммах занимают школьные события
и мероприятия. Специальные передачи к календарным праздникам и памятным
датам, рассказы о выпускниках школы-интерната и об интересных людях,
посещающих школу.
Из самых последних – вице-губернатор Санкт-Петербурга и немецкая
журналистка с Берлинского радио. Темы подсказывает жизнь: Олимпийские
игры в Сочи, вывод советских войск из Афганистана, годовщина снятия
блокады Ленинграда – на запись охотно приходят живые свидетели событий.
Передачи «Радио Грота» записываются не только в школьной студии. После
посещения юными радиожурналистами петербургского театра «На Литейном» в
эфир вышло сразу две программы. Одна из них была посвящена спектаклю с
необычным названием «Самый легкий способ бросить курить», вторая –
актрисе театра Марии Цветковой. И в целом это школьное радио
заинтересовало своей работой многих небезразличных горожан
Санкт-Петербурга. На всероссийском конкурсе радиоредакций «УниверСити
2012/13» репортаж юной журналистки школы Екатерины Шлема завоевал
специальный приз «За умение увидеть и выразить мир в звуке».
Несмотря на то что особые дети смогли на равных состязаться со
студенческими редакциями, главные цели радио по-прежнему педагогические:
– Мы смогли заинтересовать своей работой учащихся разных возрастных
групп, с разными интересами, – отмечает Мария Быкова. – Когда я иду по
коридорам школы, то нередко замечаю, что даже первоклассники «играют в
радио», пытаются скопировать голоса наших ведущих и корреспондентов.
Например, радиоведущей Анастасии Латышкиной. Ей семнадцать лет, она
учится в девятом классе.
– Я незрячая с рождения. Может быть, я что-то и видела в младенчестве,
но об этом у меня не сохранились воспоминания, – рассказывает девушка.
В детстве Насте пришлось перенести несколько тяжелых глазных операций.
Родители стремились сделать все возможное, чтобы их дочь могла
визуально воспринимать окружающий мир. Но усилия врачей оказались
тщетными.
– Интерес к работе на радио появился у меня, еще когда «Радио Грота» не
существовало, но выходила ежемесячная программа «Переступая тьму», –
продолжает Настя. – Бессменными ведущими были руководитель нашего
школьного музея Ольга Александровна Жданкова и выпускник школы Игорь
Валерьевич Воробьев. Моим учителем в радиожурналистике стала Ольга
Александровна. Она нас всех сплотила вокруг своего музея.
Подготовка к передачам и проходила в школьном музее. Анастасия
вспоминает о первой программе на «Радио Мария», она была посвящена
творчеству Владимира Высоцкого. Настя расспрашивала учеников школы,
поклонников Высоцкого, об их кумире. А вскоре и сама Анастасия
Латышкина стала героиней программы «Как я воспринимаю окружающий мир» –
о том, как представляют окружающую действительность незрячие с рождения
люди. Она вспоминает:
– Я рассказала, что умею распознавать людей по их запаху и походке, а
также определять настроение по голосу. Однажды в школе со мной утром
поздоровалась воспитатель. И я сразу же определила, что у нее что-то
случилось. По одному слову! Потом узнала, что заболела ее любимая
собака.
Настя мечтает учиться в Высшей школе журналистики и массовых
коммуникаций и в дальнейшем стать радиоведущей. Осуществимы ли эти
планы? Сейчас в этом вузе нет незрячих студентов, но никто не отрицает,
что инвалиды по зрению могут осваивать самые разные специальности.
Ответственный
разговор
Программа «Переступая тьму» на «Радио Мария» в отличие от
«Радио Грота» выходит в прямом эфире. И работа в прямом эфире, и запись
радиопрограмм накладывают свой отпечаток на работу ведущих и
корреспондентов. Учащимся петербургской школы-интерната предоставляется
уникальная возможность познакомиться с обеими формами
радиожурналистики. Я познакомился с записями нескольких программ.
Нельзя не заметить способность ребят вдумчиво и деликатно говорить на
самые сложные, болезненные и даже трагические темы, как в передаче,
посвященной памяти ушедшего из жизни одноклассника. Дети сами отвечают
на вопросы прямого эфира в конце передачи.
Одна из программ, вызвавшая наибольший интерес слушателей, была
посвящена Санкт-Петербургскому музыкально-педагогическому училищу:
немало выпускников школы-интерната имени К.К.Грота получили среднее
профессиональное образование именно здесь, а затем продолжили обучение
в высших учебных заведениях. Однако дискуссия, в которую включились
ребята из школы Грота, показала, что инклюзивное образование хорошо,
если оно профессиональное, а вот общее образование детям с особыми
потребностями лучше получать в специальных школах, «среди своих».
Разумеется, контакты с относительно здоровыми ровесниками тоже важны.
…Собственно, ради контактов эти истории с радио и затевались.
Необозримый, к тому же невидимый для ребят мир на скорости звука
становится доступнее. Он откликается, на него можно повлиять – и
почувствовать себя увереннее.