ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Мотивация к учебе: эффект среды
Школьная успешность вырастает из признания значимости образования в группе сверстников, считают социологи
Академические успехи школьников – главный показатель качества
образовательной деятельности, и?это уже не?ставится под сомнение, как и
административный подход к школе как образовательной организации. И?мало
кто задается вопросом: а?из?чего же на самом деле создается школьная
успешность ученика?
Даниил Александров, социолог из Санкт-Петербурга, провел исследование и
выяснил: среда и?сверстники ребенка и подростка в огромной мере влияют
на его развитие и?результаты обучения. О чем и доложил 18?марта
на?семинаре «Актуальные проблемы образования» в Высшей школе экономики.
«Несмотря на то что есть работы по изучению школьной культуры,
никакой особенной культуры в современных школах я не нашел», – начал
свой доклад Даниил Александров. Заметим: за три года его рабочей
группой опрошено несколько сотен школ Санкт-Петербурга и Подмосковья –
более десяти тысяч учеников и учителей.
В исследовании рассматривается оппозиция – прошкольная/антишкольная
культура. То есть утвердительный ответ на суждение «Мои друзья смеются
над теми, кто старается хорошо учиться» или «Школа не для нас, мы и без
школы ничего себе» – это признак существования в школе антишкольной
культуры, чувства принадлежности к школе нет. Ну а если «Мне интересно
учиться» или «Я готов ездить в школу далеко от дома, лишь бы она была
хорошей» – культура прошкольная.
На основе анализа соцсетей школьников (речь идет об учениках 8–9
классов), виртуального опроса и обычного анкетирования были получены
данные об их общении – зафиксированы круги от ближних к дальним,
построены модели «дружеских сетей». Подтвердилось: в России очень
сильна дифференциация школ – гимназии, лицеи и стандартные школы.
Дифференцируются они прежде всего по социально-экономическому статусу
родителей, результатам ЕГЭ и по дальнейшим образовательным планам.
Однако эффекты школ даже в ситуации дифференциации в образовании детей
не так уж велики. Влияние имеют значимые сверстники, и это не всегда
«приписанные» дети, соученики, выбранные школой.
Развивается ребенок не в модели «индивид–класс–школа», а в модели
«индивид – референтная группа – школа». Учиться у друзей и через друзей
– тренд. Ценности сверстников влияют на поведение, лучше мотивируют на
учебу?– в общем, эффект класса исчезает, как только вводится категория
«друзья».
Однако к фактам. В сообществах с прошкольной культурой отличники
популярны (в физматшколах умные мальчики?– это «sexy»), тогда как в
антишкольной они «выслуживаются», что унизительно: в этой культуре
популярным мальчика делают иные достоинства. Однако девочки с хорошими
оценками не маргинализируются даже в антишкольной культуре.
Далее. В маленьких школах, как правило, укоренена прошкольная культура,
в больших – далеко не всегда. В разных школах есть разные классы, и
хотя бы один низкомотивированный да находится, но в школе, где больше
двух параллелей на класс, – обязательно.
Теперь очень интересное. Устойчивой антишкольной культуры не обнаружено
даже в школах с низким социально-экономическим статусом родителей.
Несмотря на то что сильные школы демонстрируют родителям более сложные
программы и технологии, говорят о затратах на дополнительные услуги и
так далее?– отталкивая детей послабее, прошкольная культура там не
всегда складывается. Количество покидающих школу после 9 класса и
пренебрегающих вузами после ЕГЭ там существенное. Получается,
неравенство у нас хоть и высокое, но своеобразное. По крайней мере
фатализма по поводу будущего (а из него следует мысль о
бесперспективности получения образования) у людей нет; гордиться своим
невежеством пока не принято, а ценность образования во всех слоях
общества еще велика.
К тому же, как показали беседы с педагогами в ходе исследования, отбор
первоклассников в «хорошие» классы и школы идет не среди детей, а среди
родителей, точнее, их возможностей. Но не факт, что дети сотрудника
банка или директора фирмы будут учиться лучше, чем дети рабочего. Это
не радикальные различия. А что важно – так это мотивация детей на
учебу. Больше любознательных детей – больше общения, больше шансов для
развития прошкольной культуры.
Известно, что в начальной школе мотивация к учебе у всех детей на
высоком уровне, и очень важно, как складываются отношения между детьми,
на каких основаниях. Во многом это дело учителя: общение, помощь друг
другу, поддержка познавательного интереса, а также ярких, но не особо
успешных детей – или конкуренция, селекция и создание искусственной
«элиты» класса.
Конечно, та селекция, которую осуществляют спецшколы на более старших
ступенях образования, уже нацелена на академическую мотивацию детей, и
это приводит к созданию среды сверстников, которые поддерживают хорошую
учебу. Но таких школ очень мало – всего 5 на 700 школ города
Санкт-Петербурга.
«Образование – путь к успеху» – все анкетируемые дети согласны с этим
суждением. Но стоит добавить: только если человек готов учиться
неформально, дополнительно. Самореализоваться. Многие сельские дети
сегодня отказываются сидеть в старших классах своих школ и ради учебы в
техникуме готовы тратить час и более на дорогу. То есть ребенку,
который разобрал ситуацию в своем сообществе и сам принял решение, не
преграда низкомотивированный класс, низкомотивированные родители.
Итак. Школы дифференцируются по контингенту, но по результатам
дифференциация куда меньше. Способные дети не дают тех результатов,
которых от них ждут, если отсутствует мотивирующее сообщество
(оказывается, есть школы, где таковых не обнаружено). Если школа не
будет поддерживать позитивные практики общения детей, учитывать
культуру взросления, результаты рано или поздно ее огорчат. Внеклассную
работу запускать нельзя ни в коем случае. Большая ответственность за
формирование прошкольной культуры ученика лежит на учителе начальных
классов – негативные практики, какими бы результативными они ни были,
лучше отставить. Вот важная статистика: подвергаются издевательствам 5%
мальчиков, которые хорошо учатся, но находятся в низкомотивированных
классах.
Подумаем: пока еще у нас школьная среда более гомогенна, чем само
общество.