ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Дополнительное образование выводит в «топ»
О чем рассказывает рейтинг школ повышенного уровня
С первого сентября 2014 года понятие «школа повышенного
уровня» окончательно потеряет юридическую силу. Однако?сильные и слабые
школы никуда не денутся. Результаты рейтинга школ повышенного уровня в
2013 году были озвучены в пресс-центре «РИА Новости».
Напомним: о прошлогоднем исследовании «ПС» писала здесь:
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201300907.
В этом году
открылись для ранжирования уже 1428 школ. Основные результаты
исследования представил исполнительный директор Межрегиональной
ассоциации мониторинга и статистики образования, научный руководитель
исследования Марк Агранович:
– В фокусе исследования находились четыре основных критерия:
возможности индивидуального развития, результаты обучения, условия
обучения и доступность обучения. Как и в прошлые годы, лучшие данные по
результативности и условиям обучения показали школы Москвы, Пермского
края и Томской области. Доступнее всего оказались школы повышенного
уровня Новосибирской области. Коми, Калужская область и Ямало-Ненецкий
автономный округ показали самые ровные результаты – это значит, что
именно в этих регионах в наибольшей степени обеспечен равный доступ к
качественному образованию для всех учеников. Что касается распределения
школ по специализации, то ведущие позиции у естественно-научных и
физико-математических школ, там же созданы наилучшие условия для
индивидуального развития детей. А лучшие условия для обучения – в
языковых школах.
Каковы же общие тенденции? Из очевидного. Во-первых, школы,
которые находятся в конкурентной среде, показывают лучшие результаты,
чем единственные в своем населенном пункте. Не потому ли сельские школы
уступают городским? Во-вторых, на результаты обучения влияет
дополнительное образование, причем не только языки, но и спорт, и
художественная самодеятельность. Далее. Лицеи и гимназии из малых
городов успешно конкурируют со столичными. Причем уровень
финансирования образования не оказывает влияния на результаты и ни с
одним показателем не коррелирует – кстати, так везде в мире.
А вот что стало полной неожиданностью, так это то, что уровень
обеспечения индивидуального развития никак не влияет на
результативность. Хотя везде в мире наоборот. То ли не те у нас
условия, то ли формально понимаем индивидуальный подход. Также данные
показывают, что социально неблагополучные дети и дети с особыми
потребностями не снижают результативности всей школы.
…Авторы просят не оценивать эффективность школ по результатам
данного рейтинга. Улучшение и ухудшение по годам не показатель.
Ежегодно баллы имеют разный вес и содержание, меняется состав детей.
Так что самый главный результат – желание школ добровольно участвовать
в мониторинге. А это значит, культура независимой оценки начинает
появляться.