ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Образовательным рейтингам установят правила игры
В Общественной палате обсудили общие принципы оценки качества образования
13 марта в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по
теме «Рейтинги в дошкольном и общем образовании: вопросы качества и
эффективности». Тема не теряет актуальности и с каждым новым
обсуждением становится все более острой. На заседании ОП
разработан документ, описывающий принципы рейтингования в образовании в
РФ.
Можно–нельзя
«Не знаешь, кто и как будет использовать результаты
проведенного тобой рейтингования, – не проводи» – этими словами начал
свое выступление Виктор Болотов, научный руководитель Центра оценки
качества НИУ ВШЭ. То же касается и других оценок качества: сначала
обсудить их предназначение и границы использования. Пример
некорректного рейтингования – многочисленные рейтинги по итогам ЕГЭ и
ГИА: все они совершенно бессмысленны и даже наносят вред системе
образования, так как проводятся без учета контекста, в котором
функционирует каждая школа, и без попытки выделить влияние школы из
множества эффектов. И рейтинг «Топ-500», имеющий в основе подсчет
выпускников-стобалльников и учеников-олимпиадников, нельзя считать
практически полезным.
– Не вполне понятно, зачем он вообще проводился, разве что затем, чтобы
еще раз перечислить все элитные школы России, – предположил Болотов. –
В первые двадцать школ из этого списка конкурс зашкаливает, директора
выбирают лучших педагогов. Это не тот опыт, который можно перенять
школам, не вошедшим в список.
Итак, в настоящее время проводится более полутора сотен рейтингов в
сфере образования. В некоторых регионах школы подвергаются оценке
качества раз в неделю. Что потом? Потом снова подвергаются. И так
далее. Вопросы использования результатов остаются за кадром.
Вы в игре? Учите
правила
«Мы являемся свидетелями мучительного рождения общероссийской
системы независимой оценки качества образования, – говорил Ефим
Рачевский. – Во всем мире система оценки качества приведена к
единообразию, а мы все продолжаем подбирать верный ключ к каждой гайке».
Общественная палата предлагает определить правила игры. Проект
принципов рейтингования в образовании в РФ для системы дошкольного,
общего и дополнительного образования был представлен к обсуждению.
Заместитель руководителя Центра социальных рейтингов «РИА Новости»,
руководитель проекта «РИА Новости» «Социальный навигатор» Наталья
Тюрина выступила как представитель группы разработчиков документа.
Чтобы не захлебнуться в потоке недобросовестных рейтингов, требуется
иметь набор критериев и норм, которым хорошее исследование должно
соответствовать. Создан не жесткий, но содержательный документ, который
позволяет формировать отношение к многочисленным рейтингам и
максимально эффективно использовать этот инструмент.
К работе над проектом принципов рейтингования были приглашены
практически все создатели рейтингов в России. За основу взяты
международные стандарты, закрепленные Берлинскими принципами
ранжирования высших учебных заведений и Правилами аудита рейтингов,
разработанными международной экспертной группой по ранжированию IREG.
В тексте отражены основные подходы к построению рейтингования в
образовании. В тезаурусе определены основные понятия, в которых нередко
путаются даже эксперты, – теперь будет один язык.
Итак, рейтингование – это одна из многообразных форм оценки, а никак не
единственная. Регламентированы основные правила проведения рейтингов:
учет целевой аудитории, ясность выбора источников, необходимость
учитывать исторический контекст, принятие разнообразия образовательных
учреждений и признание разных миссий, разработка индикаторов и их
весов, обеспечение прозрачности методологии – из полутора тысяч
имеющихся сейчас рейтингов не более десяти содержат описание метода,
констатирует Наталья Тюрина.
В документе заложены также принципы сбора и обработки данных: этический
аспект, вопрос социальной ответственности исследователя. Дополнительный
блок о принципах использования результатов содержит предупреждение:
если самими исследователями не заявлена такая возможность, то никаких
решений на основании цифр без консультации с профессиональным и
экспертным сообществом принимать не следует.
Документ рекомендуется к прочтению представителям органов управления,
родителям, а также всем производителям и потребителям образовательных
рейтингов в России.
Осознать глубину
ответственности
Вопрос, беспокоивший зал, касался практической стороны: это
будет исполняться? Или будут какие-то стимулы, штрафы?
Оказывается, фирмы, которые проводят некачественные рейтинги,
наказывать не собираются.
– На региональном и муниципальном уровнях могут быть подготовлены любые
рейтинги, но если кто-то захочет опубликовать результаты на официальных
сайтах или в прессе, он не должен этого делать без экспертной оценки
общественности. Санкции же будут применяться к управленцам, которые
пользуются данными недобросовестных рейтингов.
Заведующий центром оценки качества образования Томского областного
института повышения квалификации Борис Илюхин предположил, что
достоверность рейтингам обеспечит саморегулирование. А для этого и
нужны четкие единые правила игры. Хотим мы того или нет, результаты
рейтинга влияют на судьбы.
Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова анализировала
разнообразные региональные стратегии оценки качества образования и
пришла к выводу: отсутствие интереса общественности к проблеме
использования данных рейтинга – серьезный барьер при внедрении
рейтингования.
– Региону нужна третья сила, чтобы помочь реализовать спущенные сверху
требования. В противном случае – еще один «перегрев» и аварийная
перезагрузка системы. Ведь принципы, описанные в документе, не так уж
просты.
Каждый регион России в плане управления образованием специфичен: где-то
сильнее общественные палаты, где-то четче работают системы
ведомственных рейтингов. Наиболее успешные меры поддержки регионов, по
мнению Мерцаловой, – это обучение сотрудников окружных управлений
образованием и создание системы сертификации рейтингующих организаций.
Выгодоприобретатели
рейтингов
Родитель берет слово, рассказывает, как долго он искал в
Москве школу, которая отвечала бы его чаяниям, но не смог найти: только
ЕГЭ и олимпиады, а не те факторы, которые для него важны. Конечно, все
должно быть достоверно и разумно – только ведь и новый документ новых
критериев оценки не дает.
Директор Старшей школы Красноярской университетской гимназии № 1 Рустам
Байбурин отметил, что получившийся документ не учитывает школьной
специфики, а это не все равно – что измерять. Результаты работы школы
не должны замеряться чаще раза в три года, за меньший срок школа успеет
только отреагировать, а результат не созреет. К тому же растет
количество рейтингов, но не параметров, по которым можно уловить жизнь
школы.
Кандидат психологических наук Дмитрий Иванов высказал радикальное
мнение: сам по себе рейтинг не имеет никакого отношения к независимой
оценке качества образования:
– В рейтинге всегда есть манипуляционный аспект. Сравнение всегда
проходит в чьих-то интересах и против всех остальных. Сейчас почти все
рейтинги – акты давления на неугодных, при соблюдении всех
демократических правил процедуры рейтингования.
С ним согласился декан факультета педагогики и психологии Кузбасской
государственной педагогической академии Андриян Хван:
– Независимость оценки – наше слабое место. Какой вуз берется за
рейтинг, такой и оказывается в топе. А у школ многие критерии оценки
вообще не зависят от ее стараний, так как являются заботой учредителя.
Тут уместно напомнить, что по правилам органы управления образованием
создают при себе общественные советы, которые и разрабатывают критерии
оценки, процедуры, в том числе рейтинги. И если это «карманная»
организация, ни о какой независимой оценке говорить не приходится.
Важно сделать так, чтобы школы, которые хотят получить независимую
оценку состояния своих дел для внутреннего пользования, могли бы
заказать образовательный аудит.
«Оставьте школы
в покое»
Директор МЦНМО Иван Ященко хоть и согласился с тем, что
принципы рейтингования – важный документ, но все же методика оценки
должна быть понятной, а процедура – необременительной для тех, кого
мониторят.
А Юлия Грицай, директор московской Школы самоопределения № 734, и вовсе
предложила на несколько лет оставить школы в покое. А гоняться за
объективными данными сейчас бесполезно – вся статистика искажена, так
как школы под давлением.
Директор гимназии № 45 Михаил Шнейдер тоже выступил против сравнения
школ, хотя его школа вошла в «Топ-500». Он считает, что при желании
школа может сравнить себя только со средним показателем по миру. А так
– «заложники медального плана».
Мысль о том, что школа, которую оставили в покое, начнет давать прирост
качества, была поддержана и Виктором Болотовым:
– Я знаю, как поощрить сильные школы. Освободить от всех рейтингов и
проверок лет на пять.
…В общем, правила – это хорошо. Но если выстраивание системы управления
образованием вокруг рейтинга – это единственно интересная игра для
управленцев, то плохо. Рейтинг становится палочкой, которой дети
подталкивают непослушных насекомых вперед.