ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Пять обязательств министерства: цифры сходятся, проблемы остаются
Ведомство отчиталось о работе за минувший год
18 марта в Минобрнауки состоялась коллегия, посвященная
подведению итогов работы ведомства в 2013 году и планам на ближайший
период. Заместитель председателя Правительства РФ
Ольга Голодец, открывшая заседание, оценила результаты работы
министерства как «абсолютно позитивные».
Пять
обязательств, но
пятерка не по всем
Приоритеты – их в 2013 году было пять – названы министром
Ливановым, и он по ним отчитался. Повышение зарплат
педработников всех уровней образования. Данные статистики темпов роста
высоки, как никогда. Расходы на образование в 2013 году составили три
триллиона рублей. Хотя – оговорился министр – цель не увеличение
зарплат, а лучшее образование для учащихся.
Развитие дошкольного образования – это то, что у всех на глазах. В 2013
году принят образовательный стандарт дошкольного образования, ведется
переподготовка педагогов, охват дошкольным образованием превышает
показатели СССР: на 106 детей 100 мест. Создана 401 тыс. новых мест, а
в десяти регионах очередь снята полностью, еще в семи – минимальная.
Дополнительное образование было в центре внимания, и прирост детей уже
есть, однако пока не решена методическая проблема расчета, подлинных
данных не получить. Начался заход на интеграцию общего и
дополнительного образования; также само содержание требует обновления –
новые интересы новых детей должны получить поддержку.
Наука. Вклад российских ученых в мировую науку крайне низок, и выйти на
траекторию развития пока не удается. Это не только проблемы
финансирования (оно выросло на 1000%, а отдачи пока нет), нужны
концептуальные организационные изменения. Начало им было положено. В
частности, создан Российский научный фонд, новый инструмент
финансирования исследований в России; проведена децентрализация
управления, что повышает ответственность самого научного сообщества за
работу.
Обеспечение семейного устройства детей-сирот – одно из обязательств.
Социальных сирот в нашей стране больше, чем где-либо. Ставилась цель
обеспечить семьями 50 тыс. детей. Но удалось –
14 тыс. На показатель не вышли, 104 тыс. детей еще в банке
сирот. Хотя в прежние годы число детей, живущих без семьи, сокращалось
лишь на 5–6 тыс. К тому же удвоилось число усыновленных инвалидов.
Вице-премьер Ольга Голодец в своем выступлении уделила внимание
взаимодействию системы образования с гражданским обществом: «Наличие в
школах родительских, попечительских советов очень сильно продвигает
нашу систему: мы учимся слушать гражданское общество, слышать его и
активно вовлекать в процесс образования… Сотрудничество школы с
общественностью – это то достижение, которое должно быть закреплено и
должно дальше развиваться».
Правда, некоторые высказывания вице-премьера, мягко говоря, удивили.
Например, введение многоуровневых подходов в обучении старшеклассников
(под которыми, очевидно, подразумевался дифференцированный подход) она
назвала «новацией», несмотря на то что такие методики начали
применяться еще в советской школе в 60-х годах.
Еще большее недоумение вызвала высокая оценка рейтингов, которые, по ее
словам, являются «подспорьем, импульсом для развития всей системы
образования».
Например, рейтинг лучших школ, составленный на основе результатов ЕГЭ и
олимпиад, как считает Голодец, «дал возможность действительно сравнить,
проанализировать и понять, как обстоят дела в различных субъектах РФ».
Как она подчеркнула, «это был не только повод задуматься, но и повод
для принятия конкретных управленческих решений».
В контексте обсуждения темы рейтингов в Общественной палате эти
заявления звучат как минимум странно. Специалисты, не на шутку
встревоженные лавиной рейтингов в нашем образовании, отсутствием четких
критериев и методик их проведения, разрабатывают единые принципы и
этические нормы сопоставления образовательных учреждений.
Особую обеспокоенность вызывает принятие управленческих решений по
итогам рейтингов, построенных на основе исключительно учебных
достижений, которые к тому же далеко не всегда достоверны.
Подспорьем, импульсом для развития всей системы образования, по ее
мнению, являются рейтинги: «Они дают возможность действительно
сравнить, проанализировать и понять, как обстоят дела в различных
субъектах РФ… Это повод не только задуматься, но и повод для принятия
конкретных управленческих решений».
Неразделенная радость
Хотя министр и заметил: «Нам надо добиться, чтобы в каждой
школе условия обучения соответствовали новым стандартам… речь идет о
тех школах, которые пока не получили современной технологической базы,
где не созданы все условия, включая самое базовое благоустройство», – и
без того понятно, что в реальности все не так благостно.
Например, губернатор Тульской области Владимир Груздев сначала бодро
отчитался по показателям своего региона, а затем обратился с просьбой
продолжить проект модернизации региональных систем общего образования
(МРСО) еще на два как минимум года. Увы, статистика по невыполненным
планам и нерешенным задачам не прилагалась.
То же по поводу повышенных в два, а то и в два с половиной раза
зарплат. Как заявляла Ольга Голодец, это немедленно дало результаты:
«Нет проблем даже с вакансиями в школах, расположенных в удаленных
сельских районах. Это огромное благо, которое доказывает, что
образование является приоритетом политики государства, и оно
концентрирует в этой сфере значительную часть ресурсов». Но и министру
известно: повышение происходит за счет увеличения рабочей нагрузки.
Министр заявляет: «Такое повышение зарплаты не просто профанация
указаний президента, но идет во вред качеству образования».
Кстати, о качестве. Оно должно повышаться как раз вследствие роста
заработной платы учителей. Логично. Для этого создан профессиональный
стандарт педагогов, в соответствии с которым, по словам Голодец, будет
происходить прием на работу в школу. Однако «профстандарт не может
строиться исключительно как утилитарный «бухгалтерский» инструмент
детального нормирования и учета, – уточнил Дмитрий Ливанов. – Надо
экспериментировать с такими системами оплаты, при которых
бюрократическая отчетность большинства учителей сократится, а
стимулироваться будут высокая квалификация и результативность».
На что Евгений Ямбург резонно заметил: для того чтобы стандарт
заработал «за», а не «против» учителя и качественного образования, еще
предстоит поменять ряд законных и подзаконных актов.
Например, в штатном расписании школ не предусмотрена должность
педагога-реабилитатора, а такой специалист необходим для работы с
детьми-инвалидами.
Ну и какая коллегия без вопроса о ЕГЭ? Его совершенствование всегда на
повестке дня. Ольга Голодец сообщила, что в 2015 г. выпускникам могут
быть предложены различные варианты сдачи ЕГЭ – на базовом и профильном
уровнях, включающих задания повышенной сложности. Как заявила
вице-премьер, это позволит ребятам «с самого начала правильно и
рационально использовать свое время в старшей школе, выбирая себе тот
курс, который им необходим». По мнению Голодец, данное нововведение
повысит мотивацию к обучению в старшей школе.
Между тем министр Ливанов говорил о таком переформатировании ЕГЭ,
которое сделает его честным и справедливым. И здесь усилий одного
федерального центра недостаточно: нетерпимость к жульничеству и обману
должна быть нормой каждой школы, каждого пункта проведения экзаменов.
«Честность проведения экзаменов и есть главный критерий оценки
деятельности руководителей на всех уровнях образования», – заявил
министр.
Также министр рассказал о мерах повышения информационной безопасности
экзамена на федеральном и региональном уровнях: модернизируются
технологии проведения экзамена и способы доставки материалов;
публикуются открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА.
…В общем и целом Министерство образования и науки РФ отчиталось
успешно. Следите за его работой на сайте http://минобрнауки.рф/ – и смелее
принимайте участие в обсуждениях документов.