ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Ирина Семина: «Нас с детства учат подавлять в себе истинные чувства»
Много лет упорно и тщетно я пыталась объяснить
коллегам-учителям и родителям учеников одну простую истину: не нужно
постоянно руководить детьми; для того чтобы они выросли умными,
добрыми, хорошими людьми, им необходимы не инструкции и опека, а любовь
и возможность свободно принимать решения...
А потом, оказавшись на торжестве, собравшем лучших нейрофизиологов
России, услышала сказку «Условный рефлекс». Ученые, привыкшие
анализировать рефлексы с точки зрения науки, заулыбались: что нового
может быть для них в какой-то сказке? Но из уважения к выступающему
юбиляру стали слушать. Я смотрела на этих людей и видела, как меняются
их лица: по мере развития сюжета взгляды ученых становились немного
детскими, немного грустными…
И мне сразу захотелось познакомить с этой сказкой каждого учителя.
Ежик, который любил порядок, пригласил к себе жить маленькую Черепашку:
«Вместе веселее! И кроме того, я уже знаю мир и мог бы тебе многое о
нем рассказать. И даже показать! Это называется «воспитывать». Ежик
любил действовать – Черепашка любила мечтать. Ежик вставал ни свет ни
заря – Черепашка предпочитала поспать подольше…» Наконец Ежик не
выдержал и решил выработать у нее условный рефлекс. Из-за каждой
провинности он стал колоть ее своими колючками для ее же блага. Но…
условный рефлекс никак не вырабатывался. Ежик стал колоться сильнее,
чтобы Черепашка замечала его усилия и исправлялась. Но результат был
все тот же. Зато панцирь у Черепашки становился все крепче...»
До чего же Ежик похож на нас, стремящихся сделать из
школьников идеальных людей и «создать условия», а детей нужно принимать
такими, какие они есть, доверять им «без-условно».
...Оказалось, у автора выпущено 15 книг в серии «Сказки Эльфики», есть
свой сайт http://www.elfikacka3ka.ru,
на котором можно найти сказки о детях и родителях, о счастливых и
несчастных, а сказок про школу, сказок для учителей почему-то нет. Хотя
автор – психолог Ирина СЕМИНА – по первому образованию учитель.
Странно… Я точно знаю, что многие учителя используют сказки и притчи не
только во внеклассной работе, но и на уроках, ведь работа со сказкой
сродни настоящей педагогике – той, в которой есть место для
со-трудничества, со-творчества и нет – для приказов и инструкций.
Захотелось поговорить с Эльфикой, не только чтобы понять, как
появляются на свет ее сказки, но и чтобы вместе с ней, ее глазами,
посмотреть на нашу школу.
– Ирина
Константиновна, почему вы начали писать именно сказки?
– Сказка – это первое, с чем знакомится маленький человечек в
этом мире. В ней сконцентрированы мудрость веков и опыт поколений,
поэтому сказка воздействует на самом глубинном, архетипическом уровне.
Мораль в ней скрыта, она не навязывается, поэтому каждый может
«примерить» сюжет на себя и сделать свой выбор. И еще сказку смело
можно назвать «учебником жизни», только уроки в ней преподаются весело
и интересно.
Как психолог могу сказать, что сказки дают очень хороший
терапевтический эффект. Научные знания загружают разум, а вот сказка
играет на самых тонких струнках души. Об этом часто говорят мои
читатели. А когда душа отозвалась – тут уже возможны самые невероятные
перемены. Сказки дают возможность каждому человеку увидеть свою
ситуацию с нового ракурса, выбрать, какой дорогой пойти, как он хочет
жить и каким он хочет быть. Я убеждена: каждый из нас сам себе
сказочник, и сказку своей жизни мы пишем сами. То, что с нами случилось
сегодня, мы написали вчера, а то, что будет завтра, – творим сегодня.
– Вы не только
психолог, но и телесный терапевт. Как это связано со сказками?
– Мне нравится работа с телесной метафорой, а сказка – это и
есть развернутая метафора. Человек – система сложно и тонко
организованная, и чтобы быть физически и психически здоровым, нужно
прежде всего наладить отношения с самим собой. Ведь все наши
психологические проблемы отражаются в теле, а непорядок в теле
порождает психологические проблемы. Все взаимосвязано! Но к сожалению,
у нас человека с детства учат подавлять в себе истинные чувства. Как же
он может хорошо себя чувствовать, если плохо себя понимает (а порой и
вообще не знает!)? И телесная терапия, и сказкотерапия возвращают
человека к самому себе.
– Сказки, которые вы пишете,
явно педагогические, но странно: среди них нет сказок о школе. Почему?
– Я все сказки пишу на заказ, по конкретным проблемам реальных
людей. Меня просили написать о семье, личной жизни, детско-родительских
отношениях, но с просьбами разрешить конфликты между учителями и детьми
не обращались ни разу. Хотя знаю, что мои сказки используют на уроках
внеклассного чтения и классных часах. Я этому рада, я ведь сама
преподавала русский и литературу.
– А почему вы ушли из школы?
Был негативный опыт?
– И да, и нет. У меня всегда были прекрасные отношения с
ребятами и их родителями, и с директором школы явно повезло. Но ни для
кого не секрет, что в школе учителю приходится выполнять много «дурной»
работы, которая является требованием системы и, по сути, никому не
нужна. В какой-то момент я поняла, что мне это уже не интересно. Тогда
я ушла в систему дополнительного образования и стала
педагогом-организатором в Молодежном клубе инвалидов «Преодоление». Там
было мало инструкций и много творчества, и это был очень счастливый
период моей жизни...
– Одна из острейших
учительских проблем – профессиональное выгорание. В чем, по вашему
мнению, причина этого явления?
– Причины могут быть разными. Это и невероятная загруженность
вкупе с высокими требованиями, и хроническая усталость, и трудности в
общении, и подавление эмоций. Почему-то многие считают, что учитель
должен быть эдаким «монументом», идеальным и непогрешимым, а он, между
прочим, живой человек. Учитель часто вынужден не позволять себе
естественных реакций. Напряжение растет, а вместе с ним формируется и
т.н. мышечный панцирь, учитель становится неэмоциональным, но только
внешне. На самом же деле этот человек – как паровой котел с
запредельным давлением, который может взорваться в любую минуту.
– Как вы
думаете, какие особенности системы образования вызывают эмоциональное
разрушение учителя?
– Сегодня много говорят о правах ребенка, но все меньше – о
правах учителя. По-моему, это несправедливо. Учителя могут оскорбить,
унизить, а он должен… что? Кто учит его, как правильно реагировать в
таких ситуациях? Как вообще сохранять здоровье, душевную гармонию,
самоуважение? В Древней Греции педагог – раб, наблюдающий за ребенком,
отвечающий за посещение им школы. Кто и почему на фоне всеобщей
демократии вновь пытается низвести педагогов до «рабского» положения –
для меня загадка. Думается, именно работодатель в лице государства
должен озаботиться, как сохранить психическое и физическое здоровье
тех, кто воспитывает подрастающее поколение.
– Вы
позиционируете себя как человека, который верит в чудеса,
умеет радоваться жизни. Но как учителям сохранить такой настрой?
Вспомним «Человека в футляре» – иногда кажется, что сама работа делает
из некогда жизнерадостных людей угрюмых, опасливых, недоверчивых...
– Люди, находясь в состоянии постоянного напряжения, начинают
наращивать защиту, как та самая Черепашка из сказки «Условный рефлекс».
Вот вам и футляр… Хорошо, что в школе работает много Учителей с большой
буквы – гармоничных людей, умеющих любить без условий, общаться на
равных и делать верные выборы.
– Какие, по вашему мнению,
свойства характера, качества личности позволяют не надевать на себя
защитный футляр?
– У некоторых людей, среди которых немало талантливых
учителей, очень высокий уровень принятия: они принимают окружающих
такими, какие они есть, а не такими, какими их хотят видеть. Любимые
детьми педагоги бывают строги, но при этом по-настоящему человечны,
способны относиться к жизни с чувством юмора, они умеют в сложных
ситуациях быть чуткими и гибкими, не драматизировать и не подавлять, а
вместе искать решение.
– Вы думаете, такие качества
даются от рождения или их можно развивать?
– Их не только можно, но просто необходимо тренировать!
Директор одной из школ, где я работала, во время каникул приглашала
психологов, которые проводили тренинги с учителями. Это была и
психологическая разгрузка, и терапия. Во время занятий снималось
мышечное и эмоциональное напряжение, мы учились слышать себя и других,
конструктивно общаться. Сейчас я думаю, что именно тогда я поняла, как
важен психологический комфорт для нормальной жизни и работы, и захотела
стать психологом.
– Если бы у вас сегодня
появилась возможность провести тренинг для учителей, что бы вы им
предложили?
– Пожалуй, «Праздник Непослушания». Цель – работа с
эго-состояниями, внутренними Взрослым, Родителем и Ребенком. Ведь
каждый раз, когда мы реагируем на что-то, мы входим в одну из этих
ролей, но выбираем их неосознанно. Если же научиться управлять собой и
в нужный момент выбирать наиболее подходящее эго-состояние, жить и
работать становится гораздо легче и интереснее. Особенно для педагогов,
которые ежедневно сталкиваются с десятками эго других людей.
Это не тренинг в обычном понимании, это мастерская совместного
творчества. Мы рисуем, танцуем, поем, сочиняем сказки, ставим сценки.
Такая форма проведения занятий очень эффективна и дает хороший заряд
бодрости на долгое время.
– Какой смысл
«изучать в себе ребенка»? Разве «ребенок» во мне отличается от
«ребенка» в другом человеке?
– Безусловно! Наш Внутренний Ребенок формируется на основании
опыта собственного детства в родительской семье и «шлифуется» школой.
Естественный, свободный ребенок живет в людях, которых воспитывали в
любви и учили в свободной образовательной системе, например в
Вальдорфской школе. Адаптивный ребенок – продукт контроля и
принуждения; он может приспособиться и соответствовать требованиям, но
свободным себя никогда не ощущает. Правда, существующая система
воспитания и образования часто формирует и «бунтующего ребенка» – это
те, кто бунтует против системы подавления, зачастую в весьма уродливых
формах. Нам недосуг разбираться в причинах бунта сегодняшних детей. Но
мы вполне можем вспомнить себя в детстве и подумать, почему одни из нас
выросли бунтарями («А Баба Яга против!»), другие – адаптировались
(«Молчу, молчу!»), а третьи ощущают себя свободными и пишут сказку
своей жизни легко и радостно. Сейчас самое время внимательнее
присмотреться и прислушаться к подрастающему поколению и подумать,
какими они станут лет через двадцать–тридцать и насколько они смогут
нас уважать.
Беседовала Ольга ЛЕОНТЬЕВА