Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Петрова Оксана, Ливенец Марина

«Документы изучаю уже третий год...»

Что самое трудное для учителя в новых стандартах?

О результатах исследования «Профессиональные затруднения педагогов при переходе на ФГОС и социализации детей» рассказывают старший научный сотрудник ФИРО Марина ЛИВЕНЕЦ, методист ПОИПКРО, кандидат педагогических наук Оксана ПЕТРОВА (эксперты образовательных инициатив Intel).


Один из вопросов нашего исследования был поставлен так: «При создании собственных материалов для ведения вашего предмета по ФГОС сталкивались ли вы с какими-либо сложностями? Ощущали ли дефицит каких-либо знаний или умений?» Как выяснилось, чаще всего учителя связывали свои затруднения с измерением метапредметных результатов и заданиями на формирование УУД. К сожалению, измерителей для заложенных в новых стандартах результатов пока разработано недостаточно, опубликована и популяризирована малая часть даже из того, что уже наработано. Поэтому ситуация (особенно это касается введения ФГОС в основной школе) сегодня слабо целеориентирована. Поскольку хорошо известно: что меряют, тому и учат.
Отвечая на вопрос: «Потребность в какого рода информации вы испытываете?» – большинство респондентов назвали следующие тематические области: информация о системе оценивания учебной деятельности – 75%; инструменты оценивания образовательных результатов обучающихся – 75%; процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся – 70%; оценка планируемых результатов освоения программы общего образования – 65%; разработка учебных ситуаций – 60%; оценка развития отдельных УУД – 60%.
Помимо вопросов проведение исследования предполагало выполнение диагностических заданий, которое должно было выявить профессиональные дефициты педагогов. Какие же дефициты удалось обнаружить? В частности, это – неумение организовать урок в технологиях деятельностного типа, слабая готовность к организации работы в группах, недостаточное знание типологии детских проблем (детства в целом) и психологии общения. Работа с диагностическими заданиями также показала, что педагоги неточно понимают суть отдельных терминов: учебная деятельность, учебная ситуация, учебная задача, информационно-образовательная среда – ИОС.
Хотелось бы обратить внимание на факторы, затрудняющие профессиональное развитие учителя, в том числе освоение современных подходов к организации обучения. К подобным «барьерам» педагоги относят: большую учебную нагрузку, большой объем нормативных документов, отсутствие дополнительного времени для детального изучения всех нюансов, не всегда достаточно внятное изложение документов. Вот цитата из одного высказывания учителя: «Документы изучаю уже третий год (требования к структуре программы, к результатам освоения, к условиям и ресурсному обеспечению реализации ФГОС). Чем больше читаю, тем больше понимаю, что надо опять читать и вчитываться, многое не сразу понятно, что-то понятно, но невозможно использовать в работе. Что-то хочется получить уже в готовом виде по ФГОС, потому что все свободное время учителя теперь занято разработкой и подбором программы, уроков, пособий, дидактических материалов, которые будут соответствовать ФГОС».
Добавим к этому, что, по отзывам учителей, на курсах повышения квалификации часто читаются лекции по ФГОС. На лекциях транслируются тексты документов и доминирует высокий слог научных книг. Очень мало методических текстов, которые разъясняли бы содержание стандарта, недостаточно деятельностных форм обучения педагогов. Потому что учить (повышать квалификацию) можно только в той среде и теми средствами, которыми потом учитель должен учить школьников.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru