В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Петрова Оксана, Ливенец Марина
«Документы изучаю уже третий год...»
Что самое трудное для учителя в новых стандартах?
О результатах исследования «Профессиональные затруднения
педагогов при переходе на ФГОС и социализации детей» рассказывают
старший научный сотрудник ФИРО Марина ЛИВЕНЕЦ, методист ПОИПКРО,
кандидат педагогических наук Оксана ПЕТРОВА (эксперты образовательных
инициатив Intel).
Один из вопросов нашего исследования был поставлен так: «При создании
собственных материалов для ведения вашего предмета по ФГОС сталкивались
ли вы с какими-либо сложностями? Ощущали ли дефицит каких-либо знаний
или умений?» Как выяснилось, чаще всего учителя связывали свои
затруднения с измерением метапредметных результатов и заданиями на
формирование УУД. К сожалению, измерителей для заложенных в новых
стандартах результатов пока разработано недостаточно, опубликована и
популяризирована малая часть даже из того, что уже наработано. Поэтому
ситуация (особенно это касается введения ФГОС в основной школе) сегодня
слабо целеориентирована. Поскольку хорошо известно: что меряют, тому и
учат.
Отвечая на вопрос: «Потребность в какого рода информации вы
испытываете?» – большинство респондентов назвали следующие тематические
области: информация о системе оценивания учебной деятельности – 75%;
инструменты оценивания образовательных результатов обучающихся – 75%;
процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся – 70%;
оценка планируемых результатов освоения программы общего образования –
65%; разработка учебных ситуаций – 60%; оценка развития отдельных УУД –
60%.
Помимо вопросов проведение исследования предполагало выполнение
диагностических заданий, которое должно было выявить профессиональные
дефициты педагогов. Какие же дефициты удалось обнаружить? В частности,
это – неумение организовать урок в технологиях деятельностного типа,
слабая готовность к организации работы в группах, недостаточное знание
типологии детских проблем (детства в целом) и психологии общения.
Работа с диагностическими заданиями также показала, что педагоги
неточно понимают суть отдельных терминов: учебная деятельность, учебная
ситуация, учебная задача, информационно-образовательная среда – ИОС.
Хотелось бы обратить внимание на факторы, затрудняющие профессиональное
развитие учителя, в том числе освоение современных подходов к
организации обучения. К подобным «барьерам» педагоги относят: большую
учебную нагрузку, большой объем нормативных документов, отсутствие
дополнительного времени для детального изучения всех нюансов, не всегда
достаточно внятное изложение документов. Вот цитата из одного
высказывания учителя: «Документы изучаю уже третий год (требования к
структуре программы, к результатам освоения, к условиям и ресурсному
обеспечению реализации ФГОС). Чем больше читаю, тем больше понимаю, что
надо опять читать и вчитываться, многое не сразу понятно, что-то
понятно, но невозможно использовать в работе. Что-то хочется получить
уже в готовом виде по ФГОС, потому что все свободное время учителя
теперь занято разработкой и подбором программы, уроков, пособий,
дидактических материалов, которые будут соответствовать ФГОС».
Добавим к этому, что, по отзывам учителей, на курсах повышения
квалификации часто читаются лекции по ФГОС. На лекциях транслируются
тексты документов и доминирует высокий слог научных книг. Очень мало
методических текстов, которые разъясняли бы содержание стандарта,
недостаточно деятельностных форм обучения педагогов. Потому что учить
(повышать квалификацию) можно только в той среде и теми средствами,
которыми потом учитель должен учить школьников.
Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ