В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Витковский Анатолий, Логинова Ольга
А ФГОС и ныне там?
Пока новый стандарт образования не смог изменить школу так, как это было запланировано
Введение новых ФГОС идет уже четвертый год. Что изменилось за
это время в работе школ? Какое влияние оказало внедрение стандартов
на образовательный процесс? Об этом на основе анализа результатов
комплекса исследований в области оценки качества начального образования
размышляет кандидат педагогических наук Ольга ЛОГИНОВА.
Ориентация «на
работу по инструкции» и «на правильный ответ»
Начиная с 2007 года было проведено несколько мониторингов
оценки качества образования в начальной школе. В том числе: «Российский
мониторинг комплексной оценки качества образования в начальной школе»
(2013 год, руководитель Г.С.Ковалева), «Мониторинг стартовой
готовности к обучению» (2007–2013 годы, руководитель Г.С.Ковалева),
исследование «Оценка динамики читательской грамотности «Тяни-Толкай»
(2010–2011 годы, Г.С.Ковалева, Г.А.Цукерман, М.И.Кузнецова) и другие.
О чем говорят их результаты? Основной вывод: сущностных изменений,
отвечающих заложенным в новом образовательном стандарте смыслам, в
практике работы школ пока не произошло.
Что заставляет так думать (или сделать подобное заключение)?
Первое.
Мониторинги не выявили положительной динамики в создании благоприятных
условий для развития познавательной активности детей. И на уроках
математики, и на уроках русского языка более чем у половины учителей (у
69% и 70% опрошенных соответственно на уроках математики и уроках
русского языка) ученики практически все время работают по инструкции
учителя или под руководством (контролем) учителя и лишь иногда работают
самостоятельно, решая творческую задачу.
Поддержка высокого уровня познавательной активности характерна для
деятельности только одного (русский язык) – двух (математика) процентов
учителей. И еще примерно треть учителей сочетают работу учащихся по
инструкции или под руководством (контролем) учителя с самостоятельной
деятельностью учеников и решением ими творческих задач, выделяя для
этого заметное время в учебном процессе.
Второе. В
структуре учебной мотивации ориентация на результат, на правильный
ответ по-прежнему преобладает над интересом к поиску и освоению
эффективных способов действия. Доминирование ориентации на результат
четко проявилось у подавляющего большинства учеников (до 80%).
Очевидно, что обсуждение того, каков был результат, как лучше
действовать, как научиться решать задачи, писать правильно, читать в
школе, практически отсутствует.
Далее.
Высокого уровня метапредметных результатов (овладения регулятивными и
коммуникативными УУД) к концу обучения в начальной школе достигают
примерно треть школьников, а еще примерно половина детей
осваивают эти действия на базовом уровне.
При этом коммуникативные умения осваиваются детьми с большим трудом. К
концу 4 класса умением выслушать партнера, понять и учесть его позицию
овладевают только 30% школьников.
Из регулятивных действий труднее всего детям дается освоение действия
контроля. Таким образом, результаты мониторинга оценки качества
начального образования показывают, что более всего сегодня (как,
впрочем, и раньше) у выпускников начальной школы «западают» освоение
форм взаимодействия и формирование оценочной самостоятельности.
Разумно предположить, что есть прямая связь между количеством учеников,
продемонстрировавших способность к децентрации (к умению слышать и
вычленять различные позиции, в том числе не совпадающие с собственной,
обнаруживать и разрешать возникающие противоречия и несовпадения,
например, путем обращения с запросом к учителю или путем поиска
аргументов и доказательств), и количеством школьников,
продемонстрировавших высокие уровни достижения по разным итоговым
работам – русскому языку, математике, окружающему миру или смысловому
чтению. Результаты мониторинга говорят, что и тех и других в выборке
примерно 30%. Напомним, что и учителей, хотя бы на среднем уровне, но
поддерживающих познавательную активность учащихся, в выборке также
около 30%.
Видимо, заметные сдвиги наметятся тогда, когда учителя перенесут акцент
с фронтально-индивидуальной работы учеников под непосредственным
руководством учителя на организацию учебного сотрудничества: на
совместную поисковую активность, совместный поиск, совместное
обсуждение результатов этого поиска, совместное обсуждение наиболее
эффективных способов действий, на организацию позиционного
сотрудничества: Петя считает так-то, Маша – так-то. Как же узнать, кто
прав? Как лучше делать?
Работа по новым образцам
Так что же, в школе ничего не меняется? Не совсем так. Учителя
стали включать в учебный процесс новые, более сложные образцы учебных
заданий, в том числе задания проектного типа, задания на работу с
текстом, на его понимание и интерпретацию. Появились новые модели
контрольных и проверочных работ. Появились и новые модели электронных
образовательных ресурсов, в том числе творческие среды, помогающие
решать насущные педагогические задачи обучения и развития…
На наш взгляд, это хорошо, и это уже дало свои плоды: посмотрите хотя
бы на то, как выросли достижения наших школьников. Мониторинг
показывает, что к концу 4 класса более половины школьников – 59% –
достигают повышенного и высокого уровня предметных результатов по
русскому языку. По математике этот показатель составляет 50%.
Учителя стали включать в учебный процесс новые (и часто более сложные)
образцы и тем самым поднимать планку. И значительная часть учеников
(более половины – до 55%!) эти новые образцы осваивают. Мы можем по
праву гордиться нашими детьми – они необычайно талантливы!
Но, к сожалению, до четверти выпускников начальной школы так и не
овладевают необходимыми базовыми навыками учебной работы, не дотягивают
до базового уровня предметных результатов, имеют существенные пробелы
или просто фрагментарные знания по русскому языку и математике, не
овладевают основами и стратегиями смыслового чтения… А при переходе в
основную школу задача развития учебной самостоятельности перестает быть
для педагогов главной, и как следствие этого уже в 5–6-х классах
наблюдается резкое расслоение учащихся на успешных и отстающих
(которого, отметим, еще не было в начальной школе!).
Когда меняются условия…
Подчеркну, что наблюдаемая позитивная динамика в результатах
по русскому языку и математике – это изменение скорее количественное,
нежели качественное, связанное с развитием учащихся. Утверждать это
позволяет анализ типичных затруднений и ошибок выпускников начальной
школы. Допускаемые детьми ошибки свидетельствуют о том, что
произвольного владения освоенными навыками все-таки нет, есть владение
навыками в рамках освоенного круга задач. Однако сам круг задач
благодаря новым моделям заданий, новым типам учебных работ, новым
практикам (и прежде всего интеграции ИКТ в учебный процесс) несколько
расширился, да и предъявляемые учителем образцы (учебные задания) стали
сложнее.