В ПОИСКАХ СВОЕЙ МЕТОДИКИ
Стрела коучинга – точно в яблоко познания!
Педагогическая интерпретация моделей бизнес-обучения может подсказать учителю нестандартные приемы и методики
Очем думает современный учитель, готовясь прийти в классы? Он
готовится – к чему? Инструменты выбирает – какие? И где он их сегодня
добывает, учитывая приоритет организационной подготовки над знаниевой?
Вопросы непраздные, судя по статье, присланной нам заместителем
директора екатеринбургской гимназии.
Примеряем новую роль
Новые стандарты и форматы работы не спешат приходить
в российские школы – педагоги привыкли видеть себя в старых схемах.
Выбор всегда делает учитель, он отвечает за результат ученика, в этом
его социальная миссия. Однако параллельно с консервативными установками
стали заявлять о себе новые образовательные стратегии, обеспечивающие
вовлеченность ученика в процесс своего образования.
Из нового, применяемого нами на практике: метод конкретных ситуаций
(кейс-стади), обучение действием, модульное обучение, дебаты и
управленческие поединки. Я хочу поговорить с учителями о коучинге.
Ключевые установки и ценности коучинга (англ. coaching – обучение,
тренировки) нам знакомы, они естественным образом включаются в любое
учебное занятие: развитие навыков целеполагания и проектирования,
разработка гипотез и продвижение проектов, опора на творческую
инициативу, позитивную мотивацию, желание пробовать, ошибаться, идти
дальше. Что важно – они близки к форматам личностного развития, причем
не только наших учеников, но и самих учителей. За счет глубокой
включенности во взаимодействие учитель тоже получает стимул для
изменения качества своей жизни.
Итак, представьте, что вы коуч. Перечислю пять установок коуча: «Со
всеми моими учениками все ОК»; «Каждый из них способен сделать для себя
наилучший выбор»; «Изменения не только возможны, но и неизбежны»; «У
каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого»;
«Любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя».
Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться.
Хороший педагог никогда не навешивает на детей ярлыки неисправимых,
принимает всех, создает новые возможности для выбора. Он верит в
желание ребенка быть хорошим, в то, что он стремится к лучшему; главное
– учитель сам уверен в собственной способности меняться к лучшему.
Доверие и договор, или
Стратегия в общем виде
Как организуется урок (занятие, работа проектной группы) по
«стреле коучинга»?
Сначала – установление эмоционального контакта, затем – контракт.
Договариваемся о том, к чему собираемся прийти в финале. Знаю, многие
учителя обходятся без контракта либо преподносят его формальную версию:
изучим то-то, составим таблицу, напишем тест. Но согласитесь, что если
вторая сторона будет понимать, чего собирается достигать в течение 45
минут, осмысленность происходящего повысится.
Идем дальше по «стреле». Создание опыта – новых знаний, видов
деятельности, проб и ошибок. Построение способа действия (шагов).
Завершение: акцент на ценности полученных инструментов и благодарность.
Все. «Стрела» попала в цель, если ученики получили новый ценностный
смысл и это вызвало удовлетворение.
Техники коуча крупным планом
Многие приемы коучинга близки педагогике.
Открытые вопросы. Не
навязчиво выясняющие «да или нет», а провоцирующие на размышления,
дискуссии и звучащие в нас потом еще много часов и дней. Вопросы,
которые продвигают.
Колесо баланса. На
занятиях оно может покатить нас в разные стороны. Как глубоко мы готовы
продвинуться в разных направлениях? Новая тема – отлично, но давайте
прикинем, что, как будем изучать, что можно обсудить сейчас, а что
оставить на потом или для самостоятельной работы. Для составления
колеса баланса нарисуем окружность (на доске, флипчарте, на листе
бумаги) и разделим ее на 8–10 равных частей. Эти части могут
заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы
занятия, этапы проекта, главные герои романа и т.д.). Визуализация
позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить
план, оценить себя.
Оценочная шкала. В
сочетании с колесом баланса она творит чудеса и позволяет проводить
мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбору нового
направления. Работает, проверено на себе.
Для определения важности (роли, очередности, уровня освоения) разных
сегментов на колесе используем 10-балльную шкалу, где 0 означает
наименьшую важность, стартовый уровень, а 10 – максимальную значимость
или первоочередность. Оцениваем каждый сегмент не по стандартным
требованиям, а исходя из личного либо коллективного мнения и ситуации
занятия.
Размечаем шкалу от 0 (в центре круга) до 10 (на его границе), затем
указываем «цену» каждого сектора. Чтобы колесо баланса было более
понятным, можно применять цветовую разметку. Далее – анализируем
полученные результаты: над чем стоит поработать, с чего начать, от чего
отказаться и пр. Конечно, шкалирование для измерения и сопоставления
проектных шагов, оценки своих достижений, вклада в командную работу и
многого другого могут применяться и без колеса.
Пирамида логических
уровней. В эту конструкцию укладывается работа по освоению
любого материала. Снизу вверх. Кто, когда и с кем? Что делал, будет
делать? Как именно? Почему и зачем? Какова моя роль в этом процессе?
Для кого и для чего я буду ее выполнять? Итак, на вершине оказывается
тот самый личностный смысл, который иногда так трудно пристегнуть к
уроку формально-назидательными способами. Этот метод незаменим для
проектирования совместных дел, обсуждения планов на будущее и для
мини-форсайтов.
Каждый уровень связан с другими и влияет на них с разной степенью
интенсивности – в зависимости от близости к вершине пирамиды. От
окружения к идентичности и смыслам, миссии. По такой пирамиде можно
«разложить» и проанализировать любую деятельность, проделать это для
любой позиции и социальной роли не только от своего имени, но и от лица
исторической личности, литературного героя, товарища по команде. Прием
позволяет лучше осознать действия, установки, понять смысл.
Включение творческого
разума. «Три стула», «Три шляпы» и особенно «Стол
менторов» – об этих приемах учителям говорить не надо, все знают: они
отлично работают с тупиками типа «мы не подготовились», «не поняли
темы» и т.п. Используются самые разные подходы: предложить выбрать
«особые» шляпы или стулья, предложить всему классу пригласить
авторитетных экспертов, которые и отыщут выход из положения.
Сейчас возьмем за основу упражнение «Стол менторов». Допустим, у нас
есть пока не решенный, но важный вопрос (проблема). Сформулируем его –
запишем. А теперь пригласим экспертов (менторов) – тех, кто мог бы
помочь нам с поисками ответа. Кстати, это совсем не обязательно должны
быть ученые или преподаватели; подойдут и вымышленные персонажи, и
давно почившие императоры или военачальники, и даже явления природы.
Эксперты «появляются» – с ними общаются группы учащихся или
представители класса. На подготовку ответов могут понадобиться время и
специальные источники. Каждому из приглашенных задается ранее
поставленный вопрос – и они отвечают, исходя из возможностей и
особенностей персонажа. Им могут быть заданы уточняющие вопросы.
На прощание каждый «высокий гость» дарит классу или команде особый
подарок. Что это за подарок, каким он может быть? Ученики воображают и
описывают его – с упором на важность подарка для решения проблемы.
Потом обязательно благодарят экспертов за помощь.
Линия времени. Учит
каждого управлять временем урока и личным временем. Именно так можно
устанавливать трафик для разных групп детей – готовить задания на
фиксированное время выполнения, организуя урок или целый модуль как
согласованную работу в офисе. Линия времени – это удобный визуальный
образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации. Возьмите
какой-нибудь образовательный проект. Представьте себе, каким он будет
через месяц, что изменится, какие результаты будут достигнуты?
Нарисуйте схематически линию времени. Что будет происходить с вами,
вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее представьте это.
А теперь посмотрите на эту точку – «плюс месяц», мысленно пройдите весь
путь до нее и назад и сформулируйте, что вы сделали для того, чтобы
добиться этих результатов. Теперь загляните в более отдаленное будущее
(на 3, 4, 6 месяцев вперед). Опишите, какой результат хотелось бы иметь
к тому времени. Что вы уже сделали для того, чтобы добиться этого
результата? Эта техника помогает целостно и эффективно планировать
будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных целях.
Стейкхолдеры. Технология,
которая позволяет «отойти подальше» и увидеть объективный ракурс
проблемы за счет привлечения мнения заинтересованных лиц. Как отразится
твое решение на ближнем и дальнем окружении? На что повлияет, что
изменит в планетарном масштабе (а вдруг)?
То есть, сформулировав ценность реализации идеи для себя, начинаем
«расширять круги». После этого «путешествия» по времени и пространству
возвращаемся в исходную точку и уже немного по-другому планируем
ближайшие действия.
…В общем, для меня коучинг оказался кладезем полезных педагогических
приемов. Они помогают работать не против (напротив) моих учеников, а
вместе с ними, ради взаимного развития и вдохновляющего результата.
Послесловие от
редакции.
Учительское сообщество сегодня состоит из течений, часто
движущихся в противоположном направлении. К результату «А» – через
готовые ответы и автоматические действия; и к результату «Б» – через
создание самообучающей диалоговой среды и нахождение в ней способов
действия. То есть результат «Б» – это не итог, а необходимое условие
для дальнейшего осуществления образования. И хотя в последнее время
стало больше страха, больше краткосрочного, фрагментированного принятия
решений, нельзя не заметить: старые методы работают все хуже. В них
приходится вкладывать все больше усилий, идти на все более жесткие
меры, концентрироваться на все более узких (моментальных) задачах.
Однако чем менее долговечна стратегия, тем меньше в ней
неопределенности, тайны – подлинно человеческого смысла. Тем меньше
достоинства, а это путь растраты социального капитала.Мы можем и дальше
делать вид, что ничего не происходит, что все как-то устроится
благодаря технологическому развитию или еще большей интенсификации
учительского труда. Но нельзя не заметить: педагоги все чаще отходят от
поверхностных решений традиционной методики, ищут и находят
образовательные модели, основанные на более глубоком понимании
образовательных отношений, чем причинно-следственные. Быть может, наш
читатель обратил внимание: статьи о педагогической интерпретации
моделей бизнес-обучения приходят в газету все чаще.