Что будем сочинять?
Обязательный экзамен по литературе возвращается. Но где его место и какова его миссия в сегодняшней школе?
Замешательство по поводу возвращения выпускного сочинения
понятно. Десять лет не писали – теперь пишите. Что? Неизвестно, но не
то, что раньше. Когда решат? Неизвестно, но ждите. Нам пришло письмо:
«Уважаемая
редакция, вам, конечно, известно, что было поручение президента о
возвращении сочинения в аттестацию, и значит, обязательное сочинение на
следующий год будет. Каким? Не пора ли пошевелиться? Для начала
опубликовать образцовые сочинения на «5», «4», «3», «2» (или на 100, 80
и так далее баллов). Мы готовы взять под козырек – но где поставленная
задача? Боюсь, что наверху начали разбираться всерьез, а это пустая
трата времени. Все и так ясно. Нужно высказывание взвешенных мыслей на
серьезную тему? Так это проблема для выпускников (не учитываю уровень
славных школ, отбирающих одаренных). Никто не держит структуру
высказывания на 2–3 листа. Что ж тут такого, если система развития речи
в курсе русского страшно устарела, да и та не применяется – письменные
работы заменяют зубрежкой орфограмм. Литературу тоже ведут по минимуму,
тесты по русскому важнее. Откуда же у ребенка мысли? Какие? Они в 11
классе пишут: «У каждого свое представление о жизни» – считают, очень
умно. Для этой когорты уже не надо ничего ворошить – дайте надежные
образцы, и, как говорится, бу сделано».
Пока никаких указаний свыше, кроме «чтоб было», не поступало,
а те общественные консультации по концепции сочинения, которые проводит
рабочая группа Министерства образования и науки на сайте
http://sochinenie.wikivote.ru/, показывают, что, во-первых,
заинтересованных лиц крайне мало, во-вторых, богатства идей не
наблюдается. То есть у людей нет большой уверенности, что они и есть
Лица, принимающие решения.
Что есть на сегодня? Понимание того, что если в уже отработанную
систему аттестации вводится еще один элемент, это меняет систему.
Сочинение в выпускном классе делает разумным перевод ЕГЭ по русскому в
9 класс с правом сдачи в последующие два года. Отсюда неизбежны
изменения в части «С» по русскому, давно назревшие. Литература
возвращает себе задачи формирования личности – в том числе посредством
связной развернутой письменной речи. Школе наконец-то возвращаются
права участника выпускной кампании – она проверяет сочинение и визирует
оценку печатью, копия помещается учеником в портфолио, которое
рассматривается вузом при зачислении.
Причем не факт, что эти здравые идеи рабочей группы восторжествуют –
много противников, все неясно. На этом фоне практический вопрос учителя
«к чему готовить?» кажется наивным и даже дерзким.