Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Олейников Алексей

Коррупция в образовании: заглянем в тень

Эксперты анализируют нелегальные финансовые схемы в мировом образовании

Международная организация Transparency International представила доклад о коррупции в мире – Global Corruption Report – http://www.transparency.org/gcr_education/. Нам он интересен частью, посвященной исследованию коррупционных схем в образовании. Ведь коррупция – это не только благотворительный взнос при поступлении в школу или «мертвые души» в штатном расписании…

Утечки и растраты

Согласно докладу, немалые миллионы расточаются на уровне министерств одним росчерком пера; 16% образовательных бюджетов оседает в карманах нерадивых чиновников – такова общемировая цифра. Так, за период с 2004 по 2009 год в Кении было незаконно присвоено около 48 миллионов долларов (здесь и далее я буду приводить цифры в долларах США, чтобы сохранить общий масштаб), направленных на обеспечение школ учебниками. В итоге дети не получили свыше 11 миллионов учебников, и родителям пришлось покупать их за собственные деньги. А в Нигерии за год (2005 – 2006) украли 21 миллион долларов, из-за чего более пяти миллионов нигерийских детей не смогли получить доступ к начальному образованию. В итоге на Нигерию были наложены международные санкции, обязывающие ее обеспечить право на образование собственных граждан.
По части воровства есть и свои рекордс­мены. Например, в первой половине 90-х в Уганде только 13% всех средств, направленных в школы, доходило до адресата; 87% субсидий местные чиновники «потратили на цели, не связанные с образованием», по их словам, однако, не было представлено никаких доказательств увеличения расходов в других областях хозяйства.

Незаконные платежи и взятки

В исследовании говорится: из 135 стран, в которых, согласно конституции и принятым международным обязательствам, начальное образование является бесплатным, только в 25 странах оно действительно бесплатно. В 110 присутствуют те или иные скрытые платежи, которые требуются от семьи для получения детьми начального образования. Это «серая зона», в которой поборы могут принимать разнообразные формы – якобы бесплатные учебники приходится покупать или выкупать (например, в Бангладеш больше 20% учеников пришлось платить за бесплатную по закону учебную литературу). Другой вариант – школы устанавливают плату за пользование библиотекой. Еще один источник нелегальных доходов – покупка школьной формы установленного образца у навязанного родителям производителя по завышенной цене. Также во многих странах мира распространены поборы на содержание зданий школ и поддержание их инфраструктуры, ремонт, оснащение и так далее. В Мексике, например, ежегодный сбор «на образование» составляет около 30 долларов, также взимают дань с родителей и в случае визита больших чиновников и при участии детей в каких-либо мероприятиях. Разумеется, школьные администрации не оставляют без внимания и такой очевидный канал, как взятки за поступление в школу. Подсчитано, что на обеспечение положенного по закону бесплатного начального образования только в 2010 г. родители из разных стран потратили суммарно 5,8 млрд долларов.
Один из вопиющих примеров – случай с Элиф Сатик из деревни Явасык в Диярбакыре, в восточной Турции. Заметим, что в начале каждого учебного года турецкое министерство образования объявляет, что поборы при зачислении в школу незаконны, и просит сообщать о подобной практике. Однако когда в 2009 году Элиф хотела записать сына в первый класс начальной школы в своем селе, ей предложили заплатить вступительный взнос в размере 20 турецких лир (11 долларов США). Так как ее муж сидел без работы, семья не могла потянуть даже такие расходы. Сына Элиф в школу записала, но в качестве компенсации директор школы обязал ее мыть школьные ковры. Во время мытья ковров произошел несчастный случай, из-за которого Элиф Сатик получила травму позвоночника и ее парализовало. Семья подала в суд на министерство образования, требуя 117 тысяч долларов в качестве возмещения ущерба, однако юристы министерства заявили, что Элиф мыла ковры на добровольных началах. В итоге иск отклонили, и на момент написания доклада семья Элиф Сатик обжаловала это решение.

Коррупция в сфере закупок

Когда мы поднимаемся на уровень выше, цифры растут. Как справедливо отмечается в докладе, когда государственные чиновники закупают товары и услуги в непрозрачных условиях, вряд ли они стараются минимизировать расходы и добиваться наилучшего качества. При этом зачастую ситуацию коррупции создают сами компании, которые стремятся получить выгодный контракт. Например, в 2009 году издательству Макмиллэн по решению Высокого суда Англии и Уэльса пришлось выплатить штраф в размере почти 18 млн долларов за «незаконные платежи» должностным лицам при неудачной попытке выиграть тендер Всемирного банка на поставку образовательных материалов в Южном Судане. Также издательство на шесть лет было отстранено от участия в тендерах Всемирного банка. А год спустя издательство Оксфордского университета уличили в том, что оно направило свыше двух миллионов долларов на подкуп чиновников в Западной Африке за помощь в получении контрактов на поставку учебников.

Школы-призраки

Одной из крайних форм коррупции можно считать так называемые школы-призраки, которые широко распространены в Пакистане. Несмотря на то что в этой стране 150 тысяч государственных школ, из всех стран Ближнего Востока здесь больше всего детей не охвачено образованием – около 3,7 млн человек. В 2010 году 43% пакистанцев оценили образовательный сектор как крайне коррумпированный и поставили его на четвертое место по коррумпированности после полиции, исполнительной власти и муниципалитетов. Среди проявлений коррупции в докладе отмечается использование образовательных фондов в личных целях, «продавливание» и назначение «своих» людей на ключевые посты в системе управления образованием, необоснованный прием на работу «правильных» учителей, коррупция при сдаче экзаменов. Однако практика школ-призраков наносит самый серьезный ущерб образовательной системе Пакистана.
 Так, в 2009 г. в провинции Синд число таких невидимых школ составило 6480. В 2011 году министр образования провинции Белуджистан заявил, что в его регионе около 5000 начальных школ не оказывают никаких образовательных услуг. А в середине 2012 года под вопрос было поставлено финансирование федеральной программы по развитию образования после заявлений о том, что около 8000 школ-призраков получают финансирование в ее рамках.
В большинстве случаев местные власти или лидеры присваивали зарплатные деньги, в то время как учителя работали в других сферах, не связанных с образованием, а здания школ использовались, например, в качестве гостиниц. Были случаи, когда учителя делились своей зарплатой с вышестоящим чиновником: он писал фальшивые отчеты об их якобы успешной работе, а учитель в это время занимался совершенно другим делом или вовсе уезжал. Как правило, эта практика наиболее распространена в отдаленных регионах страны. Надо заметить, что часть школ-призраков все же возникала не по злому умыслу, а вследствие нерасторопности местных властей, которые спешили отчитаться об открытии школ, в то время как на деле дети не могли приступить к учебе – не было дорог, инфраструктуры и так далее. Как отмечается в докладе, подобная практика разрушительно сказывается на всей системе образования и ежегодно опустошает федеральный бюджет на миллионы долларов.

Фальшивые дипломы

Проблема, широко распространенная и у нас, освещается в докладе на примере Нигера. В начале девяностых инфляция и безработица привели к тому, что многие сотрудники вузов стали зарабатывать продажей фальшивых дипломов и сертификатов, чтобы хоть как-то обеспечить себя. Такая ситуация продолжается и по сей день, так что сегодня фальшивый диплом в Нигере стоит около 300 долларов. Число обладателей фальшивых сертификатов и дипломов исчисляется тысячами. Сегодня в стране довольно большое количество педагогов с поддельными дипломами. Так, в 2011 году только в одном из регионов Нигера были разоблачены 249 подобных педагогов. Удивляться тут нечему, система образования Нигера находится в глубоком кризисе – например, в 2005 г. два министра образования пошли под суд по делу о растрате почти 8 миллионов долларов в составе организованной преступной группы. Надо ли говорить, что даже громкие уголовные дела не изменили ситуацию в корне?

Теневое образование

Этот термин – синоним репетиторства, смысл его в том, что сектор теневого образования живет как бы в тени образования официального и гибко подстраивается под его изменения. Теневое образование набирает обороты во всем мире, один из самых ярких примеров – Южная Корея. Здесь родители тратят на дополнительные занятия примерно 60% от официального годового бюджета, уходящего на нужды государственного образования. Колоссальный рынок. В обычном репетиторстве нет ничего предосудительного, однако когда профессиональные педагоги берутся за тот или иной вид репетиторства – индивидуальные или групповые занятия, неизбежен конфликт интересов. Учитель может не так сильно выкладываться на официальных уроках, чтобы поднять посещаемость своих платных занятий.
Объем теневого образования различается от страны к стране. В Грузии четверть учащихся занимались с репетиторами, причем 69% из них были школьными учителями. В Гане 48% семей платили за дополнительные уроки, в Венгрии опрос среди первокурсников показал, что 60,5% брали частные уроки, когда были школьниками, а в Индии 57% учащихся начальной школы занимаются с репетиторами. Всех перещеголяла Шри-Ланка, где 98% старшеклассников получают частные уроки.
Важно понимать: коррупция возникает, когда в роли учителя и репетитора выступает один и тот же человек. Так, во Вьетнаме были зафиксированы случаи, когда учителя раскрывали экзаменационные вопросы ученикам, которые посещали их дополнительные занятия, чем ставили остальных учеников в заведомо не выгодное положение. Однако подобная практика распространена по всему миру: Камбоджа, Азербайджан, Египет, Греция, Кения, Литва, Маврикий, Румыния, Турция, ОАЭ.
Впрочем, на не совсем легальное пополнение своего бюджета учителей толкают обстоятельства – как, например, в странах Африки или СНГ, где политическая нестабильность сильно сказалась на благосостоянии педагогов. К тому же во многих странах, как, например, в Словакии, большинство учителей не видят проблемы в том, чтобы заниматься дополнительно со своими же учениками. По их словам, они лучше знают своих детей и в ситуации индивидуального обучения могут раскрыть их потенциал. Практика показывает, что большинство родителей с ними согласны.
…Коррупция в образовании – это и предоставление фирмам, связанным с чиновниками, контрактов на строительство по завышенным ценам, и заказ товаров и услуг за откаты у самых неэффективных фирм; это и взятки при поступлении в нужное образовательное учреждение, и поборы в школе, и траты на дополнительные занятия с детьми после уроков. Но чем большие разрастается коррупция, тем выше риск превращения национального образования в поддельное.

Рейтинг@Mail.ru