ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Коррупция в образовании: заглянем в тень
Эксперты анализируют нелегальные финансовые схемы в мировом образовании
Международная организация Transparency International
представила доклад о коррупции в мире – Global Corruption Report – http://www.transparency.org/gcr_education/.
Нам он интересен частью, посвященной исследованию коррупционных схем в
образовании. Ведь коррупция – это не только благотворительный взнос при
поступлении в школу или «мертвые души» в штатном расписании…
Утечки и растраты
Согласно докладу, немалые миллионы расточаются на уровне
министерств одним росчерком пера; 16% образовательных бюджетов оседает
в карманах нерадивых чиновников – такова общемировая цифра. Так, за
период с 2004 по 2009 год в Кении было незаконно присвоено около 48
миллионов долларов (здесь и далее я буду приводить цифры в долларах
США, чтобы сохранить общий масштаб), направленных на обеспечение школ
учебниками. В итоге дети не получили свыше 11 миллионов учебников, и
родителям пришлось покупать их за собственные деньги. А в Нигерии за
год (2005 – 2006) украли 21 миллион долларов, из-за чего более пяти
миллионов нигерийских детей не смогли получить доступ к начальному
образованию. В итоге на Нигерию были наложены международные санкции,
обязывающие ее обеспечить право на образование собственных граждан.
По части воровства есть и свои рекордсмены. Например, в первой
половине 90-х в Уганде только 13% всех средств, направленных в школы,
доходило до адресата; 87% субсидий местные чиновники «потратили на
цели, не связанные с образованием», по их словам, однако, не было
представлено никаких доказательств увеличения расходов в других
областях хозяйства.
Незаконные платежи и взятки
В исследовании говорится: из 135 стран, в которых, согласно
конституции и принятым международным обязательствам, начальное
образование является бесплатным, только в 25 странах оно действительно
бесплатно. В 110 присутствуют те или иные скрытые платежи, которые
требуются от семьи для получения детьми начального образования. Это
«серая зона», в которой поборы могут принимать разнообразные формы –
якобы бесплатные учебники приходится покупать или выкупать (например, в
Бангладеш больше 20% учеников пришлось платить за бесплатную по закону
учебную литературу). Другой вариант – школы устанавливают плату за
пользование библиотекой. Еще один источник нелегальных доходов –
покупка школьной формы установленного образца у навязанного родителям
производителя по завышенной цене. Также во многих странах мира
распространены поборы на содержание зданий школ и поддержание их
инфраструктуры, ремонт, оснащение и так далее. В Мексике, например,
ежегодный сбор «на образование» составляет около 30 долларов, также
взимают дань с родителей и в случае визита больших чиновников и при
участии детей в каких-либо мероприятиях. Разумеется, школьные
администрации не оставляют без внимания и такой очевидный канал, как
взятки за поступление в школу. Подсчитано, что на обеспечение
положенного по закону бесплатного начального образования только в 2010
г. родители из разных стран потратили суммарно 5,8 млрд долларов.
Один из вопиющих примеров – случай с Элиф Сатик из деревни Явасык в
Диярбакыре, в восточной Турции. Заметим, что в начале каждого учебного
года турецкое министерство образования объявляет, что поборы при
зачислении в школу незаконны, и просит сообщать о подобной практике.
Однако когда в 2009 году Элиф хотела записать сына в первый класс
начальной школы в своем селе, ей предложили заплатить вступительный
взнос в размере 20 турецких лир (11 долларов США). Так как ее муж сидел
без работы, семья не могла потянуть даже такие расходы. Сына Элиф в
школу записала, но в качестве компенсации директор школы обязал ее мыть
школьные ковры. Во время мытья ковров произошел несчастный случай,
из-за которого Элиф Сатик получила травму позвоночника и ее
парализовало. Семья подала в суд на министерство образования, требуя
117 тысяч долларов в качестве возмещения ущерба, однако юристы
министерства заявили, что Элиф мыла ковры на добровольных началах. В
итоге иск отклонили, и на момент написания доклада семья Элиф Сатик
обжаловала это решение.
Коррупция в сфере закупок
Когда мы поднимаемся на уровень выше, цифры растут. Как
справедливо отмечается в докладе, когда государственные чиновники
закупают товары и услуги в непрозрачных условиях, вряд ли они стараются
минимизировать расходы и добиваться наилучшего качества. При этом
зачастую ситуацию коррупции создают сами компании, которые стремятся
получить выгодный контракт. Например, в 2009 году издательству
Макмиллэн по решению Высокого суда Англии и Уэльса пришлось выплатить
штраф в размере почти 18 млн долларов за «незаконные платежи»
должностным лицам при неудачной попытке выиграть тендер Всемирного
банка на поставку образовательных материалов в Южном Судане. Также
издательство на шесть лет было отстранено от участия в тендерах
Всемирного банка. А год спустя издательство Оксфордского университета
уличили в том, что оно направило свыше двух миллионов долларов на
подкуп чиновников в Западной Африке за помощь в получении контрактов на
поставку учебников.
Школы-призраки
Одной из крайних форм коррупции можно считать так называемые
школы-призраки, которые широко распространены в Пакистане. Несмотря на
то что в этой стране 150 тысяч государственных школ, из всех стран
Ближнего Востока здесь больше всего детей не охвачено образованием –
около 3,7 млн человек. В 2010 году 43% пакистанцев оценили
образовательный сектор как крайне коррумпированный и поставили его на
четвертое место по коррумпированности после полиции, исполнительной
власти и муниципалитетов. Среди проявлений коррупции в докладе
отмечается использование образовательных фондов в личных целях,
«продавливание» и назначение «своих» людей на ключевые посты в системе
управления образованием, необоснованный прием на работу «правильных»
учителей, коррупция при сдаче экзаменов. Однако практика школ-призраков
наносит самый серьезный ущерб образовательной системе Пакистана.
Так, в 2009 г. в провинции Синд число таких невидимых школ
составило 6480. В 2011 году министр образования провинции Белуджистан
заявил, что в его регионе около 5000 начальных школ не оказывают
никаких образовательных услуг. А в середине 2012 года под вопрос было
поставлено финансирование федеральной программы по развитию образования
после заявлений о том, что около 8000 школ-призраков получают
финансирование в ее рамках.
В большинстве случаев местные власти или лидеры присваивали зарплатные
деньги, в то время как учителя работали в других сферах, не связанных с
образованием, а здания школ использовались, например, в качестве
гостиниц. Были случаи, когда учителя делились своей зарплатой с
вышестоящим чиновником: он писал фальшивые отчеты об их якобы успешной
работе, а учитель в это время занимался совершенно другим делом или
вовсе уезжал. Как правило, эта практика наиболее распространена в
отдаленных регионах страны. Надо заметить, что часть школ-призраков все
же возникала не по злому умыслу, а вследствие нерасторопности местных
властей, которые спешили отчитаться об открытии школ, в то время как на
деле дети не могли приступить к учебе – не было дорог, инфраструктуры и
так далее. Как отмечается в докладе, подобная практика разрушительно
сказывается на всей системе образования и ежегодно опустошает
федеральный бюджет на миллионы долларов.
Фальшивые дипломы
Проблема, широко распространенная и у нас, освещается в
докладе на примере Нигера. В начале девяностых инфляция и безработица
привели к тому, что многие сотрудники вузов стали зарабатывать продажей
фальшивых дипломов и сертификатов, чтобы хоть как-то обеспечить себя.
Такая ситуация продолжается и по сей день, так что сегодня фальшивый
диплом в Нигере стоит около 300 долларов. Число обладателей фальшивых
сертификатов и дипломов исчисляется тысячами. Сегодня в стране довольно
большое количество педагогов с поддельными дипломами. Так, в 2011 году
только в одном из регионов Нигера были разоблачены 249 подобных
педагогов. Удивляться тут нечему, система образования Нигера находится
в глубоком кризисе – например, в 2005 г. два министра образования пошли
под суд по делу о растрате почти 8 миллионов долларов в составе
организованной преступной группы. Надо ли говорить, что даже громкие
уголовные дела не изменили ситуацию в корне?
Теневое образование
Этот термин – синоним репетиторства, смысл его в том, что
сектор теневого образования живет как бы в тени образования
официального и гибко подстраивается под его изменения. Теневое
образование набирает обороты во всем мире, один из самых ярких примеров
– Южная Корея. Здесь родители тратят на дополнительные занятия примерно
60% от официального годового бюджета, уходящего на нужды
государственного образования. Колоссальный рынок. В обычном
репетиторстве нет ничего предосудительного, однако когда
профессиональные педагоги берутся за тот или иной вид репетиторства –
индивидуальные или групповые занятия, неизбежен конфликт интересов.
Учитель может не так сильно выкладываться на официальных уроках, чтобы
поднять посещаемость своих платных занятий.
Объем теневого образования различается от страны к стране. В Грузии
четверть учащихся занимались с репетиторами, причем 69% из них были
школьными учителями. В Гане 48% семей платили за дополнительные уроки,
в Венгрии опрос среди первокурсников показал, что 60,5% брали частные
уроки, когда были школьниками, а в Индии 57% учащихся начальной школы
занимаются с репетиторами. Всех перещеголяла Шри-Ланка, где 98%
старшеклассников получают частные уроки.
Важно понимать: коррупция возникает, когда в роли учителя и репетитора
выступает один и тот же человек. Так, во Вьетнаме были зафиксированы
случаи, когда учителя раскрывали экзаменационные вопросы ученикам,
которые посещали их дополнительные занятия, чем ставили остальных
учеников в заведомо не выгодное положение. Однако подобная практика
распространена по всему миру: Камбоджа, Азербайджан, Египет, Греция,
Кения, Литва, Маврикий, Румыния, Турция, ОАЭ.
Впрочем, на не совсем легальное пополнение своего бюджета учителей
толкают обстоятельства – как, например, в странах Африки или СНГ, где
политическая нестабильность сильно сказалась на благосостоянии
педагогов. К тому же во многих странах, как, например, в Словакии,
большинство учителей не видят проблемы в том, чтобы заниматься
дополнительно со своими же учениками. По их словам, они лучше знают
своих детей и в ситуации индивидуального обучения могут раскрыть их
потенциал. Практика показывает, что большинство родителей с ними
согласны.
…Коррупция в образовании – это и предоставление фирмам, связанным с
чиновниками, контрактов на строительство по завышенным ценам, и заказ
товаров и услуг за откаты у самых неэффективных фирм; это и взятки при
поступлении в нужное образовательное учреждение, и поборы в школе, и
траты на дополнительные занятия с детьми после уроков. Но чем большие
разрастается коррупция, тем выше риск превращения национального
образования в поддельное.