Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Третья тетрадь
Детный мир

В НАШЕМ КЛАССЕ


Почтарева Вероника, Тутушкина Мария

Чтобы «дети дождя» не оказались под дождем насмешек

Выстраиваем стратегию школьной адаптации особого ребенка


Дети с расстройством аутистического спектра, «дети дождя»... Именно по фильму «Человек дождя» большинство из нас узнали о существовании понятия «аутизм». Помните? Главный герой, обладая очевидно высоким интеллектом, вел себя настолько странно для окружающих, что родители поместили его в специальное лечебное заведение. Но времена изменились, и сегодня семьи стараются интегрировать своего особенного ребенка в социум. Поэтому в классе вполне может оказаться такой «ребенок дождя». К чему должен быть готов учитель?
Об этом рассказывают психологи, которые работают с подобными детьми (в частности, с синдромом Аспергера, одной из разновидностей раннего детского аутизма).


Как это выглядит со стороны

Ребенок с расстройством аутистического спектра (синдромом Аспергера) ведет себя настолько своеобразно, что невольно может раздражать окружающих. А они, в свою очередь, раздражают его.
Такой ребенок очень болезненно относится к любым изменениям в привычном течении жизни. Даже к самым незначительным. В класс посреди урока вошел другой учитель. Или физкультминутку провели в конце третьего урока, а не второго, как всегда. Реакция особого ребенка может быть шокирующей для окружающих. Он, например, может начать биться головой о стену. Или кричать, кидать учебники, вскакивать из-за парты. Это – проявление испытанного стресса.
Раздражителем может стать неожиданный (но вполне уместный, на наш взгляд) шум. Если, например, в классе раздаются громкое восклицание, взрыв смеха или аплодисменты, ребенок может закричать, заткнуть уши. То есть реакция преувеличенно эмоциональная, избыточная.
Ответное неприятие одноклассников может быть вызвано тем, что ребенок не понимает шуток, намеков, подтекста. Он все воспринимает впрямую. И все бы ничего, но он и говорит все в лоб, не смягчая формулировок, не учитывая контекста.
Примерно так же обстоит дело с выражением эмоций. Ребенку с таким диаг­нозом тяжело контролировать их проявление, он вываливает на окружающих все, что чувствует: злость, раздражение, чрезмерную радость. Это тоже не улучшает отношения сверстников, они ведь к началу подросткового возраста уже на­учились справляться с эмоциями, ориентируясь на социальный контекст. А «дети дождя» не воспринимают его и не поддерживают.
Им вообще трудно учитывать окружающих. Поэтому не выстраиваются диалоги с одноклассниками. Ведь для общения нужно уметь слышать собеседника, ориентироваться на него, учитывать его реакцию. А особые дети выстраивают свою линию, не оставляя места для мнений и реакций партнера. Одним словом, они не отличаются гибкостью ни в вопросах режима, ни в общении.
Имея дело с подобными детьми, нужно помнить, что они очень не любят телесные контакты, как правило, избегают смотреть в глаза собеседнику. Дружеское похлопывание по плечу, например, может вызвать неожиданно бурную негативную реакцию, потому что ребенок расценил этот жест как физическую агрессию.
Барьером между таким ребенком и его одноклассниками может стать даже его манера разговора, которую отличают многочисленные речевые шаблоны, вычурные фразы. Из-за них ребенок не просто отдаляется от класса, его высказывания бывает трудно понять даже взрослым.
Весь этот комплекс проявлений не улучшает восприятия окружающих. Будучи не осведомленными о причинах такого поведения ребенка, они считают прямолинейность невоспитанностью, неумение слушать оппонента – агрессивным продавливанием своей позиции, нежелание смотреть в глаза – неуважением.

Что можно сделать

Реакция учителя во многом зависит от того, сообщили ли ему родители о диагнозе ребенка. Некоторые не считают нужным это делать, опасаясь негативной реакции. Надо сказать, небезосновательно. Бывает, что ребенка стараются выжить из класса не столько из-за поведения, сколько узнав о диагнозе. Сообщать ли родителям класса – решает семья особого ребенка. Возможно, эту информацию стоит дать только некоторым, в чьей адекватной реакции нет сомнений. А вот учитель должен знать о положении вещей. Ведь только будучи информированным, он сможет выстраивать стратегию работы таким образом, чтобы улучшить жизнь всех детей в классе в целом и особого ребенка тоже.
Обязательно нужно помнить, что подобный диагноз может поставить только психиатр. Ни учитель, ни родители, ни психолог этого сделать не могут. Заметив характерные странности в поведении, можно предположить возможность расстройства и порекомендовать обратиться к специалистам. Впрочем, это вполне может оказаться проявлениями педагогической запущенности.
Если же диагноз поставлен и родители сообщили об этом в школе, учителю ни в коем случае не нужно взваливать всю тяжесть дополнительной работы с особым ребенком на себя. Нужно инициировать командную работу и делегировать ответственность. Даже сообщение другим детям о том, что «у нас будет учиться особый ребенок, к его странностям хорошо бы отнестись с пониманием и помочь ему найти свое место в классе», должен делать не педагог. А родители класса, каждый – своему ребенку.
Администрация школы, без помощи которой обойтись тоже очень трудно, может подобрать тьютора, который окажется рядом в самые трудные моменты. Еще директор может организовать специальный тренинг для всех членов команды: родителей, психологов, учителей.
Учитель же отвечает за то, что происходит непосредственно в классе. Даже если родители особого ребенка не идут на взаимодействие, можно при помощи наблюдений выяснить, какие раздражители вызывают наибольший стресс и делать все для его минимизирования. Если, например, раздражителем выступает яркий свет, дать возможность расположиться в самом укромном уголке. Если в классе предстоит шумное чествование именинника, а ребенок не выносит громких звуков, его можно отправить с поручением за пределы кабинета.
В любом случае работу с особым ребенком нужно начинать с момента его прихода в класс. Как показывает практика, если непонимание, раздражение, взаимная агрессия разрослись до размеров конфликта, исправить ситуацию бывает чрезвычайно трудно. Поэтому нужно реагировать на первые проявления недовольства и вражды в классе, не отделываясь репликами: «Отойди от него» или «Не обращай внимания». Это лишь немного отсрочит конфликт. Но не поможет его избежать. Если грамотно выстроить многоплановую педагогическую работу, «дети дождя» не становятся изгоями, а приживаются в классе и делают его жизнь более разносторонней.


Может пригодиться

Если в классе оказывается ребенок, который из-за особенностей поведения может быть отвергнут сверстниками, нужно с первых дней выстраивать работу по профилактике конфликтов и отторжения. Мы писали («ПС» №10, 2013 г.) о «Группах поддержки» для детей, которые оказались не приняты одноклассниками. Метод заключается в том, что взрослый предлагает нескольким детям помочь обиженному ребенку. Обычно поддержка состоит из мелких, необременительных дел и знаков внимания. Такую программу можно и нужно начинать, не дожидаясь углубления конфликта.

Еще одна программа, хорошо зарекомендовавшая себя в работе с особыми детьми, испытывающими трудности в общении, – «Навыки ребенка» («Kids Skills»), придуманная Беном Фурманом. Она довольно проста, но поскольку предполагает тренинговые занятия, то на это должен быть выделен управленцами специальный ресурс. Лучше если учителей, родителей и школьных психологов обучат специалисты и проведут тренинг.

Итак, приобретение полезного навыка – в случае с «ребенком дождя» это может быть умение смотреть в глаза или спокойно реагировать на громкие звуки – состоит из пятнадцати шагов:

1. Преобразование проблем в умения. Нужно определить, какие навыки помогут справиться с насущной проблемой. Существенной трудностью может стать некорректная формулировка. Даже взрослые часто ставят цель «не делать неправильные вещи», но чтобы осваивать какой-то навык, его нужно сформулировать как «правильное действие». Другими словами, вместо «не драться» или «не плакать, когда тебе отказывают в получении желаемого», должно прозвучать «научиться адекватно выражать свое недовольство».
2. Согласие на овладение навыком. Без согласия ребенка ничего не получится, он должен сам проникнуться этой целью.
3. Перечисление преимуществ от овладения навыком. Взрослый помогает ребенку понять, что в его жизни улучшится в результате.
4. Обозначение навыка. Пусть ребенок сам подберет навыку название. Чем забавнее, метафоричнее, ярче оно будет, тем лучше.
5. Выбор существа силы. Для поддержки в трудном деле ребенок выбирает для себя животное или другое существо (игрушку, символ).
6. Подбор группы поддержки. Взрослый помогает ребенку выбрать и пригласить людей, которые будут помогать ему и радоваться успехам.
7. Обретение уверенности. В первую очередь взрослые помогают ребенку утвердиться в мысли, что предстоящая работа ему по силам. 
8. Готовимся праздновать победу. Преодолеть трудности поможет мысль о том, как будет отпраздновано овладение навыком.
9. Уточнение элементов навыка. Взрослый предлагает ребенку смоделировать свое поведение после овладения навыком.
10. «Рекламная кампания». Взрослый рассказывает знакомым, к какой цели движется ребенок.
11. Тренировка навыка. Взрослый обсуждает с ребенком, как тот будет применять навык в жизни.
12. Напоминание о навыке. Пусть это происходит в той форме, которую выбрал сам ребенок. Например, жест или кодовое слово в тот момент, когда «правильное поведение» не получилось.
13. Празднование успеха. Когда ребенок уверится в своей победе, он празднует ее вместе с теми, кто ему помогал.
14. Передача знаний. Скорее всего ребенок захочет поделиться своим умением с другими, и взрослый помогает ему в этом.
15. Переход к следующему умению. Пока ребенок находится на волне успеха и уверенности в себе, взрослый предлагает обсудить, какому следующему навыку можно будет обучаться.

Рейтинг@Mail.ru