Чуть что – и уже ведут к психологу
Консультации со специалистами – это важно. Но прожить за нас жизнь они не смогут…
В поле моего внимания неожиданно попал диалог двух тропических
птиц из мультфильма:
– Почему ваш сын выдергивает у меня перья?
– А мы не знаем. К врачу его надо.
Смех смехом, а в цель режиссеры попали: «Не знаю, что с моим ребенком,
мы уже записались на прием к психоневрологу» – типичный ход мыслей
многих родителей.
В два года не различает цвета? В три не произносит шипящих звуков? В
пять, придя домой, моет руки полчаса тремя кусками мыла? В первом
классе пропускает буквы? В 10-м боится ЕГЭ? Срочно нужна коррекция
поведения!
Благо практикующих частных психологов и консультирующих кабинетов
открыто видимо-невидимо: рынок чутко реагирует на родительский спрос –
в коммерческие коррекционные центры не зарастает народная тропа.
Хотя в большинстве случаев мамы приходят к специалистам с обычными
рабочими ситуациями: не всегда понимаю своего ребенка; мне бы хотелось,
чтобы он вел себя по-другому; меня волнует то, как он играет… что много
(мало) говорит, что не любит (слишком сильно любит) новую одежду. И
прочее: ребенок еще ни на йоту от нормы не успел отклониться, а мама
уже планирует профилактические встречи с дефектологом.
А как же, у безупречной мамы должен быть безупречный ребенок. Если из
целого двора к логопеду не ходят только двое (!) трехлеток, значит,
родители у них безответственные. Если шестилетку не водят на подготовку
к школе, родители лентяи. Если подросток с его проблемами ни разу не
препровождался к психологу – это просто невежественные люди. Однако на
вопрос, зачем они посещают дорогостоящие занятия со специалистами,
многие отвечают: для успокоения души.
Душа, значит, не на месте. А как иначе – растет ребенок, по поводу его
будущего полная неопределенность, и это вызывает дискомфорт. По идее –
нормально, должно подталкивать думать о ребенке, наблюдать, вникать в
его особенности – отвечать за то, что происходит с ним сейчас. Но
выбирается другой ход: найдем кудесника, он все разложит по полочкам,
даст указания, а если вдруг и правда что-то случится с подросшим
человеком, «так ведь я водила».
Между тем подрастает поколение молодых людей, «подсаженных» родителями
на кабинет психолога. Сначала к нему ходили на подготовку в детский
сад, потом – в школу, потом исправлять «дисграфию», и вот уже
психолог-логопед помогает готовиться к ЕГЭ. Чем, спрашивается? «А сыну
так спокойнее, он сам попросил».
Время подумать: что же мы передаем детям в качестве ключа для решения
беспокоящих вопросов? Перенос ответственности, отказ от плодотворного
ощущения неуверенности в себе, страх перед внешней оценкой... ничего
хорошего на самом деле.